Сочинение Проблема исторической памяти в романе «Плаха»
Как и в предыдущем романе «И свыше возраста длится день», в «Плахе» писатель поднимает проблему исторической памяти, разрушение которой принесет непоправимые беды и катастрофы — духовные, моральные, экологические. Осмысливая подвиг Христоса, притворы его измены Иудой, пилатовский выбор «умывание рук», Авдий Калистратов, который в собственном «богоискательстве», старании утвердить, благо терпит поражение за поражением, придет к выводу, что в текучести возрастов добро и зло как вечные антиподы переходят из поколение у
Секуляризированный мир, где под высокопарными фразами происходит общественная деградация и разрушение дарованных Творцом естественных богатств, обреченный на гибель — физически и морально. Так считает смещенный воображением во времени и просторные Авдий, перенесенный в Гефсиманию с желанием спасти Спасителя, жертвы которого не воспримут да и не способны понять люди, соблазненные тратой
Тревожный монолог человека в апокалипсическом предверье. Человека, который, потерялся в стараниях изменить мир в лучшую сторону, в попытке преодолеть зло будет в скором времени замученная самая в степи новейшими мучителями — исполнителями преступных планов.
Иллюзией окажется счастье с журналисткой Ингой — так нежданно найденной любовью. Милосердие и приязнь дарят Авдееве часто случайно встреченные люди (на железнодорожной станции, в больнице). Инга тоже хочет бороться с социальным злом — наркоманией. Для нее это проблема, прежде всего экологическая. Авдий, в отличие от нее, сознает, что в основе этого бедствия лежит, прежде всего, духовно-моральная проблема, что обществу вообще необходимое покаяние. Ведь в основе всех общественных, естественных, моральных катаклизмов лежит греховность человека. Об этом говорит Христос Понтию Пилоту во вставной новелле, которая (как, кстати, «Легенда о Большом Инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского) является ключом к полному выяснению идейно-философского содержания романа Ч. Айтматова.
«Итак, знай, правителю римский, конец мира не от меня, не от стихийных бедствий, а от враждебности людей придет. От той враждебности и тех побед, которые ты прославляешь в увлеченности государственной.» — заявляет Христос прокуратору перед смертной казнью. Логически усматривать здесь авторские аллюзии относительно современного режима с его вождям и самоуверенной непогрешимости пройденных путей и иллюзорно очерченных, призрачных стратегий. Можно уверенно утверждать, что роман «Плаха» Ч. Айтматова антиатеистическое произведение, которое своими смело поставленными проблемами разбегался с официальной государственной материалистической идеократиею.
Характерно, что проблема признания Богом, которую поставил писатель в романе, вызвала сопротивление господствующей идеологии. Обслуживающая политически-государственный аппарат пресса, которая буквально через два-три года перейдет навсегда полярные — антикоммунистические позиции с непомерно агрессивным изобличением существующей социальной системы, остро подвергала критике роман Ч. Айтматова, прежде всего за использование им евангельских мотивов. Появились статье типа «На свидание с боженькой», в которой иронизировали над авторскими богоисканием. Но, то уже были другие времена.
Роман «Плаха» не постигла судьба «Собора» О. Гончара. Тем более, что трагедия Чернобыля подтвердила предостережение Ч. Айтматова в «Плахе», и Н. Думбадзе в «Законе вечности», и О. Гончара в «Соборе», «Твоей з