Сочинение Проблема исторической памяти в романе «Плаха»

Как и в предыдущем романе «И свыше возраста длится день», в «Плахе» писатель поднимает проблему исторической памяти, разрушение которой принесет непоправимые беды и катастрофы — духовные, моральные, экологические. Осмысливая подвиг Христоса, притворы его измены Иудой, пилатовский выбор «умывание рук», Авдий Калистратов, который в собственном «богоискательстве», старании утвердить, благо терпит поражение за поражением, придет к выводу, что в текучести возрастов добро и зло как вечные антиподы переходят из поколение у

поколение в бесконечности времени и просторную, поэтому память этих поколений должны обязательно сохранить в себе лучшие духовные императивы и опыт прошлого, ведь «если завтрашние забудут о сегодняшних, это беда для всех».

Секуляризированный мир, где под высокопарными фразами происходит общественная деградация и разрушение дарованных Творцом естественных богатств, обреченный на гибель — физически и морально. Так считает смещенный воображением во времени и просторные Авдий, перенесенный в Гефсиманию с желанием спасти Спасителя, жертвы которого не воспримут да и не способны понять люди, соблазненные тратой

материального, гордыней научных поисков, чтобы стать выше самого Бога: «Так будут думать те поколения, которым твой подвиг будет казаться мало не бессмысленным, которые к тому времени постигнут строение материи к ее первоначальной сути и, преодолев земное тяготение, ступив в космические сферы, будут соревноваться за вселенную один с другим. стремясь к галактическому господству, и хотя и бесконечное пространство, но им и вселенной будет мало, так как, чтобы отомстить за неудачу на земле, они готовые будут на угождение своим амбициям саму планету развеять на порох, планету, на которой Ты старался объявить культ милосердия. Это Ты подумай, что для них Бог, когда они себя выше за Бога считают, что им чудак, который повис на кресте, когда, уничтожив всех вместе, они память твою сотрут с лица земли».

Тревожный монолог человека в апокалипсическом предверье. Человека, который, потерялся в стараниях изменить мир в лучшую сторону, в попытке преодолеть зло будет в скором времени замученная самая в степи новейшими мучителями — исполнителями преступных планов.

Иллюзией окажется счастье с журналисткой Ингой — так нежданно найденной любовью. Милосердие и приязнь дарят Авдееве часто случайно встреченные люди (на железнодорожной станции, в больнице). Инга тоже хочет бороться с социальным злом — наркоманией. Для нее это проблема, прежде всего экологическая. Авдий, в отличие от нее, сознает, что в основе этого бедствия лежит, прежде всего, духовно-моральная проблема, что обществу вообще необходимое покаяние. Ведь в основе всех общественных, естественных, моральных катаклизмов лежит греховность человека. Об этом говорит Христос Понтию Пилоту во вставной новелле, которая (как, кстати, «Легенда о Большом Инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского) является ключом к полному выяснению идейно-философского содержания романа Ч. Айтматова.

«Итак, знай, правителю римский, конец мира не от меня, не от стихийных бедствий, а от враждебности людей придет. От той враждебности и тех побед, которые ты прославляешь в увлеченности государственной.» — заявляет Христос прокуратору перед смертной казнью. Логически усматривать здесь авторские аллюзии относительно современного режима с его вождям и самоуверенной непогрешимости пройденных путей и иллюзорно очерченных, призрачных стратегий. Можно уверенно утверждать, что роман «Плаха» Ч. Айтматова антиатеистическое произведение, которое своими смело поставленными проблемами разбегался с официальной государственной материалистической идеократиею.

Характерно, что проблема признания Богом, которую поставил писатель в романе, вызвала сопротивление господствующей идеологии. Обслуживающая политически-государственный аппарат пресса, которая буквально через два-три года перейдет навсегда полярные — антикоммунистические позиции с непомерно агрессивным изобличением существующей социальной системы, остро подвергала критике роман Ч. Айтматова, прежде всего за использование им евангельских мотивов. Появились статье типа «На свидание с боженькой», в которой иронизировали над авторскими богоисканием. Но, то уже были другие времена.

Роман «Плаха» не постигла судьба «Собора» О. Гончара. Тем более, что трагедия Чернобыля подтвердила предостережение Ч. Айтматова в «Плахе», и Н. Думбадзе в «Законе вечности», и О. Гончара в «Соборе», «Твоей з



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение Проблема исторической памяти в романе «Плаха»