Сочинение по повести “Витя Малеев в школе и дома”



Повесть “Витя Малеев в школе и дома” (1952) насыщена веселой динамичностью сюжетных поворотов, передающих непосредственность ребячьего восприятия жизни, создающих простор для домысливания читателем того или другого персонажа. Писатель рассказывает о событиях, которые произошли в жизни двух учеников четвертого класса в течение учебного года. Повествование ведется от лица Вити Малеева. Каждая глава повести раскрывает новый эпизод из жизни Вити и Кости, двух друзей, и всего четвертого класса, в котором они учатся. И каждый эпизод по-своему

способствует развитию основной идеи, убеждающей в важности товарищеской взаимопомощи, пионерского коллективизма, дисциплинированности, самостоятельности.

Вот один из таких эпизодов. Все в классе знали, что Игорь Грачев испортил стену, нарисовав углем морячка, подшучивали, посмеивались, любуясь морячком, говорили друг другу: “Это Игорь Грачев нарисовал, только, чур, не выдавать”.

Очень тактично, без нарушения достоверности событий ребяческой жизни развивается этот эпизод, к которому писатель обращается в главах III и IV. Проследим динамику его: вначале описание факта и легкомысленного отношения ребят

к нему, затем беседа учительницы с классом и решение ребят не выдавать товарища, но вместе с тем осуждение его поступка. Далее разговор с директором и описание того, что почувствовал при этом Витя Малеев, которому казалось, что Игорь сейчас же встанет и признается в поступке. События нагнетаются, не теряя своей жизненной убедительности.

Автор не дает облегченного решения даже такого, казалось бы, попутного в повествовании эпизода, который, казалось бы, косвенно связан с основными персонажами. Психологически достоверно перемежая ход событий юмористическими и драматическими деталями, завершает Носов развитие эпизода с морячком в главе IV, находя эмоционально и педагогически верную его разрядку. Юмор Носова не снисходительная улыбка взрослого человека, свысока глядящего на детский мир, это умение под определенным углом зрения рассматривать события действительности, отдавая им много своей души.

Писатель превосходно владеет средствами юмористического обличения. Собственно-прямая речь персонажей с лаконичным авторским комментарием превосходно способствует этому. Ремарки автора в эпизоде выдуманной болезни Кости сопровождаются репликами мальчика.

Костя “растерянно остановился”, “заковылял к постели”, “стал оправдываться”, “пролепетал”, “пробормотал”. Преобладание глаголов в попутных замечаниях писателя дает возможность следить за героем так, как будто он все время находится перед нашими глазами. Особенностью повести является и то, что Костя – не отрицательный в привычном смысле этого термина персонаж. Можно сказать, что это “мнимо-отрицательный” герой. В представлении читателя возникает облик подростка симпатичного, но запутавшегося в нелепых затруднениях, возникших по его вине.

Костя сам понимает это, и в его репликах отражается неуверенность и жалкая попытка защитить свою позицию. Но ему не удается сбить с толку настойчивых ребят, и они задают острый вопрос: “А почему же ты все-таки в школу не ходишь?”

Автор великолепно знает ребяческую речь. Он следит за точностью развития диалога, давая юмористические псевдонимы, вроде “ябеды”, применяя сниженную лексику: “рехнулся”, “не ври”, “брось притворяться”, сравнения разговорного обихода: “покраснел, как вареный рак”. Если сравнить разговор ребят с Костей (XV глава) с диалогом о морячке, нарисованном Игорем Грачевым (III глава), можно легко заметить, что писатель показывает, как изменилось отношение ребят класса к отрицательным поступкам товарищей. В диалоге о рисунке ребята, рассказывая друг другу новость, добавляли: “только не выдавать”, а в диалоге с Костей в ответ на его обвинение в ябедничестве сказали: “Раз мы предупредили тебя, значит, не ябеды”.

Носов умеет передать юмор различных ситуаций, понимая природу ребяческого мышления, ориентируясь на конкретность и логичность его. Это позволяет наполнить повесть педагогическим содержанием, не создавая ощущения тяжеловесности воспитательного элемента в ней. Писатель разоблачает в глазах читателей-подростков уловки, к которым часто прибегают ребята. Костя и Витя получили двойки в четверти, оба огорчены, и Шишкин делится с Витей своим решением:

“А я не буду перед праздником показывать двойку. Зачем я буду маме праздник портить?” “Но после праздника ведь все равно придется показывать”. “Ну что ж, после праздника, конечно, а на праздник все веселые, а если я покажу двойку, все будут скучные. Нет, пусть лучше все веселые будут, зачем я буду огорчать маму напрасно?

Я люблю маму”.

Этот диалог важен не потому, что он разоблачает маленькую хитрость Кости, пытающегося уговорить самого себя и товарища не показывать дома табель. Он важен потому, что воспитывает отвращение к малейшему проявлению ханжества, убивая его в самом зародыше. Читателю понятно, что дело не в любви к матери, а в попытке избежать неприятностей дома. Автор повести вскрывает всю неприглядность даже почти неосознанной спекуляции на чувствах к матери, на внешнем проявлении заботы о ней.

Так происходит формирование в читателе-ребенке отвращения к лицемерию, притворству, самоуспокоенности. Юмористическая тональность может воспитать больше позитивного в человеке, чем явно откровенная нотация.

Повесть “Витя Малеев в школе и дома “, как и другие повести Носова, имеет большое воспитательное значение. Она заставляет серьезно задуматься о многом не только детей, но и взрослых. Взрослые читатели смогут оценить советы, связанные с правильной организацией воспитания в школе и в семье.

Юные читатели с ее помощью разберутся в понятиях коллективизма, дружбы, долга, самодисциплины.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по повести “Витя Малеев в школе и дома”