Сочинение по картине Верещагина «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх»
Неутомимый путешественник, Верещагин весной 1874 года отправился в Индию и пробыл здесь два года, изучая различные районы страны. Его сопровождала жена Елизавета Кондратьевна (урожденная Элизабет Мария Фишер), которая вела путевые заметки, ставшие позже основой книги обоих Верещагиных об их поездке. В 1882-1883 годах художник предпринял второе путешествие по Индии, продолжавшееся более четырех месяцев. За оба раза пребывания в стране Верещагин побывал в Бомбее на западном и в Мадрасе на ее восточном побережье, в городах центра страны — Агре,
Только за первую поездку
Он собирался написать по меньшей мере два цикла картин об Индии, в одном показать величие и разнообразие ее природы, виды архитектуры — «прекраснейшие монументы», в другом, состоящем из 20-30 полотен, — «историю заграбастания Индии англичанами». Этому грандиозному замыслу не суждено было реализоваться из-за начавшейся русско-турецкой войны, на которую отправился художник. Он успел выполнить лишь две картины: огромное изображение пышной процессии слонов английских и туземных властей в Джайпуре и сцену молитвы бывшего правителя Индии Великого Могола, практически лишенного власти англичанами, в его прихотливо изукрашенной мечети в Дели. Первая из этих работ находится ныне в музее города Калькутты в Индии, вторая — в музее Бостона в США. Около 40 этюдов приобрел Третьяков, дополнив свою коллекцию искусства Верещагина.
Чисто пейзажные образы характерны для индийского цикла. В этюде «Гималаи вечером» Верещагин передает поразившее его ощущение двух миров, которое позже на свой лад будет волновать Николая Рериха, — надвигающийся на горную местность синий сумрак близкой ночи и еще озаренное солнцем «надоблачное строение» (Рерих) мощных и величавых вершин.
Этюд «Ледник по дороге из Кашмира в Ладак» развивает тему мощи и торжественной красоты гор. Спускающиеся с ледяных высот между отрогами горных гигантов извивы ледяной реки могут быть по достоинству оценены в своих масштабах, когда сопоставляешь их с едва заметными в левом углу полотна фигурками всадников, поднимающихся по тропе между каменными осыпями.