Сочинение по картине Ульянова «Станиславский за работой»
Портрет Станиславского Ульянов написал в 1947 г., когда знаменитого теоретика театра уже не было в живых. За эту картину художник получил высокую государственную награду — Сталинскую премию III степени. Станиславский изображён в своём рабочем кабинете. Режиссёр МХТ одет в чёрный костюм, белоснежную рубашку украшает галстук-бабочка. Но несмотря на торжественность одеяния, этот портрет далёк от парадных портретов, на которых изображённый человек застыл в положении позирующего идола. Станиславский непринуждённо сидит вполоборота к зрителю
Слева мы видим фрагмент письменного стола, справа — небольшой круглый столик, покрытый скатертью. На письменном столе — два ящичка, на переднем плане колокольчик, на дальней ящичке, большем по размеру, намечены небольшие статуэтки чёрного и белого цвета. На маленьком круглом столике стоит поднос, на подносе — стакан с чаем или кофе, блюдце с пирожным или бутербродом. В стакане намечена чайная ложечка.
Даже брови седые, совсем белые. И в то же время Станиславский, которого Ульянов запечатлел таким, каким, вероятно, помнил его в последние годы жизни великого режиссёра (а тот скончался в возрасте 75 лет), отнюдь не производит впечатления дряхлого немощного старца. Возможно, в позе и ощущается некоторая усталость — известно, что в пожилые годы Станиславский страдал от множества болезней, однако стоит взглянуть на лицо — это волевое лицо человека, полного замыслов и стремления воплотить их в жизнь. Художник изобразил лицо Станиславского в профиль. Чётко видны линии высокого лба, крупного носа с едва заметной горбинкой, слегка выступающего подбородка. Губы чуть тронуты лёгкой улыбкой, вызванной некой мыслью. Тени у носа и уголка рта обозначают морщины. Но, столь тщательно выписав скульптуру лица, художник оставил в тени полузакрытые глаза Станиславского, вернее, правый глаз, который виден зрителю.
Скорее всего, с помощью этого приёма художник хотел подчеркнуть, что во время работы взор его модели направлен не на внешний мир, а «внутрь», в миры, видимые лишь творческим людям. Стоит немного коснуться и цветовой гаммы, в которой написан портрет Станиславского. Картина выполнена в чёрно-бело-сине-коричневых тонах. Мрачноватый колорит призван подчеркнуть глубину и силу замыслов человека, изображённого на ней. Художник использовал распространённый приём контраста: чёрный костюм контрастирует со светлым креслом, служащим фоном для фигуры Станиславского, а также с его белой рубашкой и страницами раскрытого блокнота. Рыжевато-коричневые акценты по обеим сторонам картины — скатерть на круглом столике и ящичек на письменном столе. В верхнем левом углу картины преобладает синий цвет. Портрет Станиславского сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве.