Сочинение по картине Ульянова «Станиславский за работой»

Портрет Станиславского Ульянов написал в 1947 г., когда знаменитого теоретика театра уже не было в живых. За эту картину художник получил высокую государственную награду — Сталинскую премию III степени. Станиславский изображён в своём рабочем ка­бинете. Режиссёр МХТ одет в чёрный костюм, бе­лоснежную рубашку украшает галстук-бабочка. Но несмотря на торжественность одеяния, этот портрет далёк от парадных портретов, на которых изобра­жённый человек застыл в положении позирующего идола. Станиславский непринуждённо сидит вполобо­рота к зрителю

в большом кресле, положив ногу на ногу и погрузившись в раздумье, скорее даже полуле­жит. На коленях у него раскрытая записная книжка, в правой руке карандаш или ручка, чтобы записывать мысли, показавшиеся удачными.

Слева мы видим фрагмент письменного стола, справа — небольшой круглый столик, покрытый ска­тертью. На письменном столе — два ящичка, на перед­нем плане колокольчик, на дальней ящичке, большем по размеру, намечены небольшие статуэтки чёрного и белого цвета. На маленьком круглом столике стоит поднос, на подносе — стакан с чаем или кофе, блюдце с пирожным или бутербродом. В стакане намечена чайная ложечка.

К спинке кресла рядом с сидящим Станиславским прислонена стопка каких-то папок или альбомов — вероятно, тексты пьес, эскизы декораций, костюмов и т. п. Обстановка, изображённая художником, вполне отвечает названию картины: человек, которого мы видим, полностью погружён в работу, он так занят, что ему некогда оторваться от дел даже затем, чтобы спокойно поесть, он перекусывает между делом. Мы видим на портрете человека немолодого — макушка его лишена волос, а те волосы, которые остались, полностью поседели.

Даже брови седые, совсем белые. И в то же время Станиславский, ко­торого Ульянов запечатлел таким, каким, вероятно, помнил его в последние годы жизни великого режис­сёра (а тот скончался в возрасте 75 лет), отнюдь не производит впечатления дряхлого немощного старца. Возможно, в позе и ощущается некоторая усталость — известно, что в пожилые годы Станиславский страдал от множества болезней, однако стоит взглянуть на лицо — это волевое лицо человека, полного замыс­лов и стремления воплотить их в жизнь. Художник изобразил лицо Станиславского в профиль. Чётко видны линии высокого лба, крупного носа с едва заметной горбинкой, слегка выступающего подбород­ка. Губы чуть тронуты лёгкой улыбкой, вызванной некой мыслью. Тени у носа и уголка рта обозначают морщины. Но, столь тщательно выписав скульптуру лица, художник оставил в тени полузакрытые глаза Станиславского, вернее, правый глаз, который виден зрителю.

Скорее всего, с помощью этого приёма ху­дожник хотел подчеркнуть, что во время работы взор его модели направлен не на внешний мир, а «внутрь», в миры, видимые лишь творческим людям. Стоит немного коснуться и цветовой гаммы, в ко­торой написан портрет Станиславского. Картина вы­полнена в чёрно-бело-сине-коричневых тонах. Мрач­новатый колорит призван подчеркнуть глубину и силу замыслов человека, изображённого на ней. Худож­ник использовал распространённый приём контраста: чёрный костюм контрастирует со светлым креслом, служащим фоном для фигуры Станиславского, а так­же с его белой рубашкой и страницами раскрытого блокнота. Рыжевато-коричневые акценты по обеим сторонам картины — скатерть на круглом столике и ящичек на письменном столе. В верхнем левом углу картины преобладает синий цвет. Портрет Станиславского сейчас хранится в Тре­тьяковской галерее в Москве.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Ульянова «Станиславский за работой»