Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»
Труднее всего Сурикова далась его последняя работа — "Степан Разина". Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединявший многочисленный отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.
Интересно, что в самом первом эскизе "Степана Разина" Суриков думал изобразить атамана и его возлюбленную — персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ничтожным перед историческим делом, которому
Таким образом, в этом первом эскизе картины усматривается как бы возврат к трагической теме "Стрельцов ". Эскиз этот помечен 1887 годом. Он очень красив и декоративен по замыслу. Но от этого эскиза художник быстро отошел, считая, очевидно, что легендарный романтический эпизод с утоплением персидской княжны в Волге хотя и изображает победу Разина, но все же нечто убавляет от его цельной личности и не позволяет сосредоточить внимание на том, что было в нем, с точки зрения художника, самым значительным. А значительна в Разине была бунтарская мысль, мысль действенная
В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним — музыканты. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Взмахи весел буровят воду. Золотистый свет струится с вечернего неба. Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, особенно — молодого, с раскрытым воротом, изображенного почти в профиль. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. О чем они? Вряд ли о себе и своей судьбе. Эти думы значительны, великие думы атамана.
Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Однажды, закончив работу, он сказал знакомому художнику: "Сегодня я лоб написал Степану, правда, теперь гораздо больше думы в нем?"
Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов Сурикова. Суриков нечто от самого себя вкладывал в образ Разина. Подобно легендарному атаману, своей великой думой Суриков объемлет исторические судьбы своего народа, безгранно верит в его духовные силы, страдает вместе с ним.
"Степан Разин" — последнее большое историческое полотно Сурикова.