Сочинение «Печорин как представитель «лишних людей»

«Герой нашего времени» — это прежде всего Печо­рин, в образе которого Лермонтов показал «лишнего человека», вобравшего в себя черты целого поколения начала XIX века, так называемой «эпохи безвреме­нья». Считается, что образ Григория Александровича Печорина сформировался у Лермонтова после прочте­ния очерка о Грибоедове в пушкинском «Путешествии в Арзрум». Отложив повесть «Княгиня Лиговская», Лермонтов принялся за работу над романом «Герой на­шего времени».

Пушкин так писал о Грибоедове: «Его меланхоли­ческий

характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники чело­вечества, — все в нем было необыкновенно привлека­тельно. Рожденный с честолюбием, равным его дарова­ниям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государствен­ного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость ос­тавалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчиво­сти, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. Люди

Верят

только Славе и не понимают, что между ими мо­жет находиться какой-нибудь Наполеон, не предводи­тельствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Москов­ском Телеграфе»».

Лермонтов наделил своего главного героя подоб­ными комплексами «внутреннего» человека. В его ха­рактере тоже присутствуют неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни, которую он не связыва­ет с карьерой и богатством. Это личная позиция Лер­монтова, образно сформулированная в следующем высказывании: «…гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплекси­ческого удара».

Богатая личность Печорина не соответствовала тем рамкам, которые ей отводила чиновная карьера, отсюда отсутствие энтузиазма и, как результат, незначитель­ный послужной список Григория Александровича Печо­рина: гвардия и петербургский свет — армейский полк на Кавказе — гарнизонная служба в крепости N — ар­мейский гусарский полк в Грузии — отставка. В свои 25 лет он всего лишь прапорщик, звание которого на гражданской службе соответствовало чину коллежского регистратора из «Станционного смотрителя» Пушкина. Но это цена, которую Печорин готов заплатить за со­хранение своей свободы и независимости.

Раскрывая положительные качества Печорина — острую критическую мысль, мятежную волю и способ­ность к борьбе — автор ни в коей мере не оправдывает своего героя, он к нему критичен так же, как и к себе. Лермонтов в полной мере показывает вынужденное бесплодие своего любимого героя, его резко отрица­тельный индивидуализм, гордыню и скептичность. Внутренние противоречия терзают душу героя, кото­рая требует и жаждет любви, но в то же время боится счастья и не верит в его возможность, хотя к тому и были бы все предпосылки. Как только судьба застав­ляет его брать на себя ответственность, Печорин ухо­дит от контакта даже с любимым человеком. Печорина пугают не измены женщин и предательство друзей, он боится себя, как носителя своего несчастья и несчастья для окружающих людей. Поэтому Печорин не спосо­бен наладить естественных связей с людьми и не стре­мится к ним, предпочитая быть «лишним». Окружаю­щие не понимают его. Поступки Печорина кажутся им необъяснимыми, парадоксальными, нарушающими мо­ральные законы. Каковы результаты его общения с людьми? Максим Максимыч обижен, Бэла убита, слепой мальчик остался без друзей, княжна Мери ос­корблена.

Без всякого морализма Лермонтов показывает нравственную несостоятельность Печорина, нежелание героя использовать богатый внутренний потенциал, ко­торым наделила его природа. Автор не выражает свое­го отношения к его порокам, он предоставляет читате­лю право самому разобраться в этом сложном характе­ре, выявляя разрушительные процессы, происходящие в душе Печорина и последующее «внутреннее возмез­дие»: скуку, бесплодную деятельность, потерю интере­са к жизни. Образы «естественных» людей — Бэлы и Максима Максимыча подчеркивают духовное разло­жение Печорина и его бесполезное существование.

Лермонтовский Печорин принадлежит к типу «лишних людей», подобных Чацкому, Онегину, то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе в эпо­ху «безвременья» не находилось ни места, ни дела. Именно поэтому Лермонтов без всякой иронии называ­ет Печорина (и где-то себя) «героем нашего (то есть сво­его) времени».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Сочинение «Печорин как представитель «лишних людей»