Сочинение на тему «Русский народ»
Интерес к творчеству Н. В. Гоголя не ослабевает и в наши дни. Причина этого, скорее всего, кроется в том, что писатель сумел наиболее полно показать черты характера русского народа, величие и красоту России.
Поэма «Мертвые души» начинается с изображения городской жизни. Пять глав произведения отведены на повествование о жизни чиновников, пять — на описание помещиков и одна — на биографию Чичикова. В результате этого повествования создается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний. Помимо
Тема России и русского народа занимает одно из главных мест в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Посмотрим как он изображает крестьянство. Автор совсем не склонен его идеализировать, он рассказывает и о достоинствах русских людей и об их недостатках. В начале поэмы, когда Чичиков въехал в город, два мужика, рассматривая его бричку, определили, что одно колесо не в порядке и, что Чичиков далеко не уедет. Н. В. Гоголь отметил, что
В произведении отражены социальные явления и конфликты, которые были характерны для крепостной России тридцатых — сороковых годов девятнадцатого века. В это время страной правили помещики и чиновники. Н. В. Гоголь изображает также безотрадную картину жизни крестьян. Помещики безжалостно эксплуатируют их, продают и покупают как вещи, относятся к ним как к рабам. Боясь продешевить при продаже мертвых душ, Коробочка говорит Чичикову: «. никогда еще не случалось мне продавать покойников. Живых-то я уступала, вот и третьего года проток-попу двух девок, по сту рублей каждую. «. Истинный образ народа видится, прежде всего, в описании умерших крестьян. Ими восхищаются и автор, и помещики. В их памяти они приобретают некий былинный образ, они наделены сказочными, богатырскими чертами. Мертвые крестьяне как бы противопоставлены живым крепостным с их бедным внутренним миром. Этот народ хоть и состоит из «мертвых душ», но-обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души. «.
Вот как хвалится своими умершими крестьянами Собакевич: «Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Соро-коплехин! Да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! А каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные» . А когда Чичиков отвечает ему, что они уж давно умерли и не могут стоить дорого, что это только «мечта», Собакевич возражает ему: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщите: машинища такая, что в эту комнату не войдет. А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади. «. И сам Чичиков, разглядывая списки купленных крестьян, видит их будто наяву, каждый мужик в его глазах приобретает «свой собственный характер»: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?». Привлекает внимание образ плотника Степана Пробки, наделенного богатырской силой, который, вероятно, исходил все губернии с топором за поясом: «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной. А! Вот он. вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!». Крепостные крестьяне трудолюбивы, любая работа спорится в их руках.
Ужасающую картину жизни и непосильного труда народа, его мужество и терпение, вспышки гнева и протеста рисует Н. В. Гоголь во время размышлений Чичикова над перечнем приобретенных им душ. В душе закрепощенного народа живет стремление к свободе. В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, «мрут как мухи», бегут от помещика. Рассматривая список беглых, Чичиков делает заключение: «Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые. по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?». Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жить в тюрьме, чем вернуться в имение своего барина. Автор на протяжении многих страниц своего произведения знакомит нас с разнообразными судьбами простых людей. В эпизодах убийства заседателя Дробяжкина автор рассказывает о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей.
Вместе с тем Н. В. Гоголь видит и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в трудолюбии русских людей, в их способности не падать духом при любых обстоятельствах. Народ он изображает бодрым, живым, талантливым и полным сил. Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичиковым, чиновники рассуждают: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».
Образ народа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже можно увидеть противопоставление настоящей России — России будущей, идеальной. В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. Россия встает перед нами во всем своем величии. Это вовсе не та страна, где чиновники берут взятки, помещики проматывают безжалостно свои имения, крестьяне пьянствуют, дороги и гостиницы всегда скверные. Сквозь эту реальную Россию Н. В. Гоголь видит иную Русь, «птицу тройку». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» Писатель видит страну великой, указывающей путь другим, кажется ему, как обгоняет Русь другие страны и народы, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу». Образ птицы-тройки становится образом будущей России, которой будет принадлежать главная роль в мировом развитии. С таким оптимистическим настроем и заканчивается поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».