Сочинение на тему «Родион Раскольников»

По значительности поднятых социальных и нравственных проблем повесть явилась подступом к величайшему произведению Достоевского — роману «Преступление и наказание» (1866). Этим романом писатель откликнулся на два явления в общественной жизни России. Часть революционно настроенной молодежи, угнетенной наступлением реакции, решила путем индивидуального террора приблизить революцию; первый шаг в этом направлении — выстрел Каракозова. В эти же годы увеличилось число тяжелых уголовных преступлений, особенно среди буржуазной молодежи,

развращенной господствующей в обществе борьбой за богатство. Эти противоположные по своему идейному содержанию явления в сознании Достоевского соединились в одно. К этому времени Достоевский еще дальше отошел от лагеря революционных, демократов и сблизился с реакционерами. В революционных идеях он видел проявление безнравственности и эгоизма.

Герой романа Родион Раскольников, человек умный и гордый, живет в крайней бедности. Его унижает и оскорбляет собственная нищета, гордость героя страдает от мысли, что его ум и талант пропадают впустую. Он испытывает сострадание ко всем «униженным и оскорбленным»,

тяжело переживает, видя среди них мать и сестру. Все это лишает Раскольникова силы и воли, способности бороться за существование. В его озлобленном мозгу рождается бредовая мысль: убить глупую, злую и жадную старуху ростовщицу, чтобы на ее деньги помочь матери и сестре, а заодно и всему человечеству. Он придумал теорию, по которой люди делятся на два разряда: «обыкновенных», или «тварей дрожащих», и «необыкновенных», которые способны «сказать новое слово». «Необыкновенный» человек, по его теории, «имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия… если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». Убийством старухи Раскольников хотел, в первую очередь, проверить, кто он — «необыкновенный» человек, который «имеет право», или «тварь дрожащая». Нравственные муки заставили Раскольникова явиться с повинной. Но его мучили не только угрызения совести за совершенное преступление, не только сознание, что своим преступлением он отрезал себя от родных, друзей и всего мира,- его мучило также то, что он не выдержал «экзамена». Таким образом, теория Раскольникова оказалась несостоятельной. Этим Достоевский пытался доказать, что ошибочна любая общественная теория, допускающая насилие. Но писатель искаженно понимал социалистические идеи и необоснованно считал их источником теории Раскольникова. Как справедливо заметил критик-демократ Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь» (1867-1868), «Раскольников не смог заимствовать свои идеи ни из разговоров с своими товарищами, ни из тех книг, которые пользовались и пользуются до сих-пор успехом в кругу читающих и размышляющих молодых людей». Своим романом Достоевский не мог опровергнуть теорию социалистов, но он убедительно показал, что вся существующая жизнь, насквозь пропитанная насилием и унижением человека человеком, не имеет права на существование.

В романе дана исключительно точная картина Петербурга 60-х годов. Современники и более поздние читатели могли видеть дома и улицы, где все, вплоть до количества ступенек на лестницах, совпадало с описанным в романе. Зачем понадобилась писателю такая точность? Этими деталями он подчеркивал реальность изображаемых событий и тем усиливал впечатление от романа. И хотя в действительности не существовало такого Родиона Раскольникова и его преступление выдумано автором, но все образы романа и вся описанная в нем жизнь поражает именно своей достоверностью. Тысячи семей погибали в нищете, подобно семье Мармеладовых, тысячи девушек, подобно Соне, выходили на улицу, чтобы спасти от голодной смерти себя и своих близких. Холодные карьеристы Лужины и развратные Свидригайловы подстерегали своих жертв. Дело не в том, убил ли Раскольников старуху, а в том, что богатые и жадные создали такие условия жизни, в которых бедняки должны либо погибать, либо идти на преступление. Достоевский изобразил мир, преступный в своей основе. С точки зрения нравственности преступ-. ник не только тот, кто нарушает законы. Лужин действует по закону, но он преступнее Раскольникова. Родион Раскольников поставлен в такие условия, в которых он не мог существовать как человек. Он мог спастись от нищеты, согласившись на то, чтобы его сестра продала себя Лужину, но его совесть не могла допустить этого; он взбунтовался. Его преступление явил
ось бунтом против существующего преступного строя жизни. Не принимая революционных идей, владевших передовой частью общества, писатель изобразил своего героя замкнувшимся в себе, заставил Раскольникова в защиту справедливости и гуманности создать жестокую теорию и совершить кровавое преступление. Раскольников захотел бороться против бесчеловечного мира его же оружием, но ‘ему, как человеку, это оказалось не под силу. Достоевский заставляет читателя неотрывно следить за всем процессом мысли героя, видеть мир его глазами, проникаться его чувствами. Читатель страдает вместе с героем, переживая его горе и возмущение при виде бесчисленных страданий людей, участвует в (сложном, трагически противоречивом пути его болезненно возбужденной мысли, переживает — его смятение и отчаяние.

Высший идеал человеческих качеств, по Достоевскому,- это готовность к самопожертвованию ради счастья всех людей. «Самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование себя в пользу всех,- писал он в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863),- есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы воли». Писатель, конечно, понимал, что это идеал и революционеров. Но чтобы отделить себя от них, он заявлял, что заботится не о сытости людей, а о бессмертии души. Однако в своих произведениях Достоевский показывает, что в первую очередь нужно накормить голодных, помочь несчастным, и лучшими его героями являются те, кем движет простая, земная любовь к людям.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему «Родион Раскольников»