Сочинение на тему Философская лирика Пушкина

Философская лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некра­сова и Достоевского.

Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философс­ким содержанием.

Пушкин, будучи образованным человеком своего вре­мени, всю жизнь задумывался над вечными

философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество. Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер.

Поэт все пропускал Через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, по­явившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отлича­ет философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще

учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пируш­ках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей: Смертный, век твой привиденье: Счастье резвое лови; Наслаждайся, наслаждайся; Чаще кубок наливай; Страстью пылкой утомляйся И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении «Гроб Анакрео­на» .

Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта: До капли наслажденье пей, Живи беспечен, равнодушен! Мгновенью жизни будь послушен, Будь молод в юности твоей! Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и на­слаждений, веселья и дружеских встреч. Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы.

В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества. В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тог­дашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон.

Измени­лась и философия поэта.

Пушкин-романтик видел цель жизни не в беско­нечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отрази­лись и в лирике поэта: Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья, — Так писал Пушкин в элегии «Погасло дневное светило» . И в этом, и в стихотворении «К морю» появляется яркий романтический символ — океан.

Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдох­новение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана. Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от пре­жних идеалов, от увлечений своей юности: Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые — Мне вас не жаль, изменницы младые, Задумчивый, забав чуждаюсь я, — Пишет поэт в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны» .

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззрен­ческий кризис.

Жизнь начинает пугать его, все меньше остается роман­тизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели. В стихотворении «Телега жизни» он сравнивает жизнь с теле­гой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца. Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней, И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восста­ния декабристов.

Многие из казненных и сосланных были близкими дру­зьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию.

В это время у поэта появляет­ся мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели: Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Трудно поверить, что стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблема­ми смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворе­нии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или «в соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении «Ан­чар» , в котором повествует о «древе яда» — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распо­ряжаются по своему желанию, рассылая гибель «к соседям в чуждые пределы». Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин пол­ностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни.

В стихотворении «Элегия», написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное: Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает: Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — «глаголом жечь сердца людей». Он обязан своим мастерством, своим поэтическим сло­вом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, — Пишет он в стихотворении «Вновь я посетил…» . Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пуш­кин за полгода до смерти пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» . В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам: Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров.

Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззре­ния и творческого метода.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему Философская лирика Пушкина