Сочинение на основе личного дневника
Мне очень тяжело представить себе такой промежуток времени в развитии искусства и культуры. Это, в сущности, отрезок времени, который включает в себя всю давнюю литературу с библейскими памятками (Веды, Библия, Коран), с древнегреческой и римской литературой; здесь и Омар Хайям, и Данте, и Петрарка, и Шекспир. Да, это все то, что мы изучали в восьмом классе. Что мне более всего запомнилось? Скорее, Гамлет с его монологом «Быть или не быть?», так как я его учил наизусть и сдал только с третьего раза. А еще — Петрарка и Шекспир со своими сонетами.
Вот какие значения носило это имя для Петрарки, таким же самым оно стало и для меня. Время миновало. Чувства изменялись, но есть что вспомнить. Может, и не вспомнил бы, но остались записи в моем дневнике. Сначала
Кто, что жил на земле, не грешил? Ну, скажи! А когда не грешил — разве жил? Ну, скажи! Ты не лучше меня, когда в наказание Ты такое именно зло совершил. Ну, скажи?!
Такой диалог оправдал поэта, и Бог возвратил ему цвет лица. (Кстати, этот перевод я сделал сам — по русскому образцу). Если уж речь зашла о персидской литературе, то следует вспомнить и Китай, и Японию, где были свои стихотворные образцы: танка и хокку. Кажется, все просто и лаконично — ничего особого, и в тот же время есть над чем задуматься: «На голой ветви Ворон сидит одинокий. Осенний вечер». Если в символической поэзии Александра Блока можно сделать новые открытия относительно цвета, звука, значение предмета, то в Мацуо Басьо символов не меньше. Ворон — символизирует мудрость, просветление. Его считали птицей буддийских монахов и мастеров чайной церемонии.
Еще к одному представителю этой большой эпохи хочу обратиться — к Вильяму Шекспиру. Это выдающийся английский драматург и поэт поры Возрождения. Хотя Шекспир не создавал новых тем и сюжетов, а только опирался на те, которые уже были разработаны в литературе, он все же стал одним из первейших литераторов, которые старались описать не только отдельные действия, сюжет, но и внутренние чувства человека. Драма мести в Шекспира переходит в драму раздумий. Гамлет — литературный герой, который начнет цепочку «вечных» образов. Ведь те сомнения, которые вырастают перед Гамлетом, характеризуют его как человека мыслящего, человека нового, гуманистического времени.
Гамлет — не механический персонаж, который выполняет роль убийцы. Он много раздумывает о поступке, который должен осуществить, погружается в свои мысли. Шекспиру удалось вытянуть на поверхность целый клубок человеческих проблем, и в эту пору литературные критики спорят о значении образа Гамлета. Интересно одно выражение относительно этого: «Гамлет — это Мона Лиза в литературе». Такая же загадка. Все будто просто, разумеется, но еще больше непонятно.
Думаю, что такой «загадкой Моны Лизы» остается еще много произведений, которые мы проходили за свои школьные годы. Написал слово «проходили», хотел исправить на «изучали», но, кажется, первое слово все-таки больше соответствует действительности. Много произведений остались для нас «улыбкой Моны Лизы». Чтобы понять их настоящую ценность, следует хотя бы еще один раз за свою жизнь перечитать и «Гамлета», и «Дон Кихота», и «Песню о Роланде». Эти произведения достойны того.