Сочинение бытовые комедии



В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века. Заглянем в дом “московского туза” Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте. Чем занят Фамусов? Каков круг его интересов? Каково его окружение?

Каковы его идеалы?

При первом появлении на сцене Фамусов, почтенный отец взрослой дочери, заигрывает со служанкой Лизой, а потом читает мораль дочери. Он замечает всю ночь читавшей Софии, что “в чтеньи прок-то невелик”. Фамусов высказывает неудовольствие по поводу дворянского

воспитания девушек.

Моды, шляпки, шпильки, книжные лавки – “губители карманов” отцов. Но сам он следует тому, что заведено в обществе, частоего слова и поступки не совпадают. Главное в человеке, по мнению Фамусова, – знатность и богатство.

“Кто беден, тот тебе не пара”, – говорит Фамусов дочери. “Подписано, так с плеч долой”, – говорит он об отношении к делу.

Кто же окружает Фамусова? Секретарь Молчалин живет авторитетами фаму-совского общества. Чинопочитание, трусость, изворотливость и услужливость – основные черты Мол-чалина. Вот как говорит о нем Чацкий:

А впрочем, он

дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. О своих жизненных устоях Молчалин рассказывает сам: . Во-первых, угождать всем людям, без изъятъя Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить.

В случае с Молчаливым автор использует прием “говорящей фамилии”. Молчалин молчит, но до поры. “Молчаливы блаженствуют на свете”, – говорит о нем Чацкий. Полковник Скалозуб – “и золотой мешок, и метит в генералы”.

Глупость и глупость написаны у Скалозуба на лице. Окружают “московского туза” родственники, “свояченицы детки” (один Молчалин чужой). Все родные обязаны Фамусову местечком. Окружающих Фамусова людей лучше всего можно разглядеть на балу. Вечер.

Но в доме Фамусова не спят. Огромный, ярко освещенный зал постепенно “принимает” гостей.

Первыми появляются Горичи – Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович. Жена хвастливо замечает, что муж ее мог бы стать комендантом Москвы. Но Платон Михайлович вышел в отставку и томится от безделья. Он находится под каблуком кены и только вздыхает о прежнем славном житье. Многочисленное семейство князя Тугоуховского (прибыло на бал, чтобы подыскать дочерям богатых женихов.

Антон Антонович Загорецкий – лгун, угодник. Он, видимо, не богат, потому и старается угодить дочери вельможи. Старуха Хлестова, свояченица Фамусова, невежественна, ворчлива, хочет удивить гостей крепостной девушкой.

На балу присутствует и Скалозуб, мечтающий об усилении власти военных, когда всех будут учить, как он говорит, “по-нашему: раз, два, а книги сохранят для больших оказий”. Каких только типов нет в доме Фамусова! Сколько интриг, глупостей и сплетен исходило от женщин!

София нехотя сочиняет сплетню о сумасшествии Чацкого. Эта сплетня обрастает, как снежный ком, нелепыми подробностями.

Все окружение Фамусова презирает все русское, говорят на нелепой смеси “французского с нижегородским”, одеваются вычурно, на иностранный манер. Отношения между людьми в окружении Фамусова держатся на страхе, подчинении вышестоящим. Недаром Чацкий замечает: “. и точно, начал свет глупеть”.

Он осуждает “прошедшего житья подлейшие черты”: клевету, подлость, чинопочитание.

Восхищает талантливость и остроумие автора бессмертной комедии “Горе от ума”, многие фразы которой стали афоризмами. Произведение актуально и в наши дни. Ведь и сейчас, как и двести лет назад, большой властью пользуются люди, подобные Загорецкому, дяде Фамусова, и блаженствуют подобные Молчалину.

Главное для московских бар – служба, вернее, продвижение по ней, карьеру устраивают всеми честными и бесчестными путями. Их не интересуют дела, все, что делается, делается для вида, да и обычай их таков: “Подписано, так с плеч долой”.

Большую роль в создании общественного мнения играют чины и “орденки”, которые раздаются частенько не за заслуги перед Отечеством, а благодаря тому, что “есть многие каналы” для получения очередного чина или награды. В обществе московских бар царят кумовство и протекция. И впрямь, “ну как не порадеть родному человечку” при раздаче чинов и званий. Ярким примером тому – Загорецкий, который “защиту от суда нашел” в домах Москвы, где его терпят только ради приличия.

Нет, человеку без связей не добиться “степеней известных”, недаром Фамусов говорит: “При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”, – что в очередной раз доказывает, что вся власть и сила сосредоточены в одних руках, руках московского дворянства. Конечно, они не намерены выпускать ее, они будут ее преувеличивать и преумножать для своих детей, ведь “уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”.

Грибоедов в лице Чацкого резко высмеивает просто нездоровую любовь московских дворян ко всему иностранному, стремление набирать “учителей полки числом поболее, ценою подешевле”. Фамусова и его сородичей не интересует качество образования, которое получают их дети. Главное для них – факт присутствия всяких мадам Розье и прочих гувернеров-иностранцев. А уж школы, лицеи и гимназии считают бесполезной тратой времени. Учение по книгам, по мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить, а оставить их “так, для больших оказий”.

Их презрение к родному языку и национальной культуре проявляется в каждом действии. Уже то, что бытует “смешение языков французского с нижегородским”, подтверждает это. А все культурные события проводятся “для затей”.

В комедии резко поставлен вопрос о крепостничестве. Считая крепостных своим имуществом, дворяне позволяют себе жестоко обходиться со своими слугами. Об этих возмутительных фактах повествует Чацкий в своих монологах. Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни.

Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они “разливаются в пирах и мотовстве”. Нравственные ценности в обществе изменились.

Все сводится лишь к богатству и личному благополучию. Таким образом, Грибоедов реалистически показал в своей комедии типичных представителей старой барской Москвы первой четверти XIX века, эпохи столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение бытовые комедии
?