Смерть Катерины поражение или победа над Темным царством

Немало сильных характеров создано мастерами русской литературы, немало горячих сердец воспето. Но всегда или почти всегда судьбы таких героев более чем печальны — они по-настоящему трагичны! Трагедия твердости духа, веры в мечту, приверженности своим идеалам и стремлениям, трагедия добра и красоты. Одной из таких трагедий стала судьба Катерины — героини драмы А. Н. Островского «Гроза».

В устах Кулигина, местного механика-самоучки, звучит песня «Среди долины ровныя», которая стала поэтическим зерном всего произведения: чем

богаче духовно, чем выше нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. «Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?» — отчаянно спрашивает героиня. «Куда мне бедной деться? За кого мне ухватиться?»

Известный критик Н. А. Добролюбов писал, что в «Грозе» «выражен русский сильный характер», который «поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам». «Не с инстинктом буйства и разрушения, но и не с практической ловкостью улаживать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмысленным, трескучим пафосом, но и не с дипломатическим,

педантским расчетом является он перед нами. нет, он сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны».

Катерина Островского живет в ту эпоху, когда все нравственные ценности и устои постепенно отмирают, когда невозможна гармония между стремлениями отдельного человека и правилами окружающей его среды, когда все отношения держатся лишь на угнетении, насилии и жестокости.

Чуткой душе героини чужд и противен этот мир. И что самое ужасное, почти все, кто принадлежит к этому миру по рождению и воспитанию, не видят этих перемен. «Да ведь и у нас то же самое», — восклицает Варвара, выслушав рассказ Катерины о жизни до замужества. Но для самой героини эта разница очевидна: в доме свекрови для нее все «будто из-под неволи!». А раньше было иначе.

В родительском доме Катерина жила, «точно птичка на воле»: день ее начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее юность овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, златоглавые храмы, райские сады. И это лучшее свидетельство незаурядности ее натуры.

В семье Кабановых героиня не только вынуждена жить в чуждой ей среде, но и сама она начинает меняться под влиянием правил этого мира. Нет, в моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается. Только она отчетливо начинает понимать, что никому в окружающем ее мире нет дела до подливной сути этих ценностей.

Девушка входит в чужую семью с желанием любить, почитать свекровь и мужа. Но и от мужа она ожидает такой же любви и поддержки. Только Тихон не оправдал ее ожиданий. Он совершенно не отвечает нравственному идеалу героини, ее представлениям о том, каким должен быть муж.

В своих поступках, поведении Катерина привыкла исходить не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств — искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.

Попав в неволю, столкнувшись с миром самодурства, ханжества, отсутствия любви и взаимного уважения, она испытывает возросшую потребность жить свободно. А возможность удовлетворить такую потребность видит в любви. Постепенно Катерина приходит к тому, что начинает сама нарушать те неписаные законы, которые годами формировались и укреплялись в ее душе. В этом и заключается основная трагедия героини.

Когда «падение» свершилось, Катерина словно поднимается над самой собой, она ощущает в себе невиданные силы, она чувствует волю, и это придает ей необыкновенную смелость: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису. Печально, что возлюбленный Катерины оказался человеком безвольным, находящимся в зависимости от своего дяди, сознательно терпящим его самодурство.

Любовь дала Катерине ощущение свободы, которой ей так не хватало. Но именно с этого ощущения, с этого прилива смелости и сил начинается главная трагедия Катерины. Сознание совершенного греха охватывает ее целиком и становится совсем нестерпимым, когда короткое счастье на воле заканчивается. И сознание это тем более мучительно, что сама героиня исключает для себя прощение и милосердие — это исключает ее вера, ее глубокая религиозность. Она не видит другого выхода, кроме смерти. Гибель Катерины неизбежна, и ее уже ничто не может остановить и предотвратить. Хотя бы потому, что ни самосознание самой героини, ни общественный уклад, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней чувству воплотиться в бытовой жизни.

Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: «Смерть по грехам страшна». Так что если Катерина не боится, значит, грехи ее искуплены. Она умирает в тот момент, когда смерть для нее становится единственным достойным исходом, единственным спасением того высшего, что сохранилось в ней. Эта гибель напоминает нам молитву юной героини в храме, возвращая нас к началу трагедии. И это особенно укрепляет нас в мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Смерть Катерины поражение или победа над Темным царством