Смерть и бессмертие в поэзии Державина



Смерть ибессмертие в поэзии ДержавинаТема смерти неотступносопровождает поэзию Державина с его первых нам известных одических творений. В старости, на покое, живописуя званские красоты и натюрморты, увенчанные голубым щучьим пером, поэтсловно бы опять видит Где стол был яств, там гроб стоит – и горькопророчествует Разрушится сей дом, засохнет бор и сад В самые разные годы, в самыхразных стихотворениях у поэта, умеющего так ярко воспевать радость жизни, топочти резонерски, то лирически страстно прорывается извечное помни о смерти. На свете

жить нам времясрочно – замечает он первому соседу. Радуясь выздоровлениюмецената И. И. Шувалова, рисует Харона На брег из лодки вылезаетСтарик угрюмый и седой. И, озираясь, подпираетСебя ужасною косой. Вздыхает над гробом графиниРумянцевой С убогим грузом иль богатым, Всяк должен к вечности пристать. Рядом с алмазной горойводопада Кивач поэт вновь возвращается к мучающей мысли Не зрим ли всякой день гробов, Седин дряхлеющей вселенной? Не слышим ли в бою часовГлас смерти, двери скрыт подземной. Так один из самыхжизнелюбивых и бодрых русских поэтов оказывается и одним из самых завороженныхвидением смерти. Державин
был отважнымчеловеком.

Перед пугачевской разбойной вольницей, перед бушующим, захлестывающим утлую лодку Белым морем, перед вельможным и царевым гневом он неробел, не падал духом. А каково не теряться передначальством? Известно, что в коридорах власти подобострастно сгибались даже те, кто не кланялся и пулям на поле боя. Волевая державинская отвага встихах, в которых поэт вдохновено переживал собственную жизнь в каких быформах это ни проявлялось, присутствовала и в неутомимом напоминании одежурстве смерти рядом с живущим.

Умение полнокровно, распахнуто жить ичувствовать, страстно переживать эту единственную жизнь в слове, может быть, ине давало ему отвести взгляд от смерти. Но рядом с бренной жизнью уДержавина всегда бессмертие, в ней и над нею – Бог. В своей удивительной оде онговорит о своем философско-религиозном понимании и жизни, и смерти, ибессмертия, обращаясь к Создателю Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну преходилоМое бессмертно бытие Чтоб дух мой в смертность облачилсяИ чтоб чрез смерть я возвратился, Отец в бессмертие Твое. В Объяснениях насобственные сочинения Державин в связи с одой Бог привел о себе говоря осебе в третьем лице, как бы продолжая цезаревскую традицию, блестящеподхваченную у нас Денисом Давыдовым следующий анекдот Родился он в 1743году 3 июля, а в 1744 году, в зимних месяцах, когда явилась комета то он, быв около двух годов, увидев оную и показав пальцем, быв у няньки на руках, первое слово сказал Бог. Рассказывая о своеммладенчестве, о том, как его, хилого новорожденного, запекали, по обычаю, вхлеб, и о хвостатой комете, поэт делает в своих Записках примечание, гдеразъясняет, что два этих события, может быть, были Провидением, они предсказалипоэту трудный жизненный путь и создание им поэмы Бог, которая от всехпохваляется. Из мыслей поэта о жизни исмерти ясно, что он все же дошел в своих исканиях до гармоничного постиженияэтих вселенских крайностей, дошел через веру в Спасителя.

Созрев духом, Державин уже не только самому себе, но и другим людям сумел сказать словаутешения и надежды Почто ж терзаться и скорбеть, Что смертный друг твой жил не вечно? Жизнь есть небес мгновенный дар Устрой ее себе к покоюИ чистою твоей душоюБлагословляй судеб удар. Итак, только в гармонии совсем сущим, включая рождение, жизнь и смерть, по Державину, утверждается связьдольнего мира с Богом, достигается победа над злом и смертью, отнюдь неявляющейся преградой на пути к вечной жизни души человеческой.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Смерть и бессмертие в поэзии Державина