Сладкая каша
В семье бедной девочки, которая живет вдвоем со своей матерью, стало нечего есть. В лесу девочка встречает старуху, которая дарит ей волшебный горшочек, которому стоит лишь сказать: «Горшочек, вари!», как он сам начинает варить чудесную сладкую пшенную кашу в любых количествах. Для того, чтобы остановить его, стоит сказать «Горшочек, полно!». Однажды, когда девочка ушла из дома, ее мать варила кашу, а какие слова надо сказать, чтобы горшочек остановился, забыла. Весь город оказался залит вкусной кашей, пока дочка не вернулась домой, и не
Анализ и варианты сюжета
Согласно примечанию братьев Гримм, сказка была записана ими в Гессене от Доротеи Вильд. У Эрасмуса Франкискиса есть история о кормлении бедных, с которой братья Гримм также были знакомы. В 1530 году Гансом Заксом опубликовано известное видение горы пшена у входа в сказочную страну с молочными реками.
Сюжет сказки близок древней легенде о том, что произведением вечной пищи может управлять только непорочность. Существует также индийская легенда о сосуде, который
Мотив сказки связан с таким широко распространенным прежде явлением, как голод. Ее сюжет много старше того времени, когда в Европе стал для всех доступен тростниковый (и тем более свекольный) сахар. ранее кашу слегка подслащивали медом и фруктами, их естественная сладость придавала каше из пшена замечательный вкус. Кроме того, способность к набуханию у пшена даже больше чем у риса. при варке оно увеличивается в размерах в шесть-семь раз.
Надежда на чудо, которое одно может помочь в некоторых случаях, являлась источником бродячих сюжетов, которые долгое время ходили в устной традиции. Веселая и причудливая картина города, полного каши, была яркой иллюстрацией доктрины: когда кому-то доверены чудеса, вы не должны пытаться присвоить их себе, даже если они исходят от ребенка, а вы являетесь матерью. Это может привести к неприятностям. То, что в сказке чудом владеет простая девочка, должно было служить укреплению в детях уверенности в себе.
Горшочек для приготовления горячей пищи, подаренный старухой, интерпретируется в психологии как функция архетипа матери. Интерпретация Фриделя Ленца основывается на древнем индийском обозначении солнца и луны, как двух небесных котлов с кашей, которых может достичь только детская душа.