Сказка источник мудрости



Наш жизненный путь начинается в мире сказок. Их нам читают бабушки, рассказывают родители, подрастая, мы читаем их сами, а взрослея, рассказываем или читаем своим детям и внукам. Так было и будет всегда. Ведь сказка – это неиссякаемый источник народной мудрости, в них отражено наше прошлое, настоящее и будущее. (53, с. 173)

Сказка – один из древнейших жанров традиционного русского фольклора. Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. К сожалению, сегодня не все дети читают

сказки, многие не знают даже основных сказочных героев, т. е. разрывается связь поколений, близость к природе, мы можем утратить те нравственные корни и традиции, которые существовали на протяжении многих столетий.

Сам термин “сказка” появился в XVII веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово “басень”, производное от слова “баять”, то есть рассказывать. Первый сборник русских народных сказок появился в XVIII веке.

В. И. Даль в своем словаре трактует термин “сказка” как “вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть,

сказание” и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например знаменитую “ни в сказке сказать, ни пером описать”. Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок (14).

Многие собиратели сказок (Рыбников, Гильфердинг, Барсов, Ончуков) раскрыли нам имена народных мастеров-сказителей Т. Г. Рябинина, В. П. Щеголенка, И. А. Касьянова, Федосовой, Чупрова. В начале XX века выходит в свет целая серия сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества, и прежде всего мы обращаемся к русским народным сказкам в обработке А. Н.

Афанасьева (2).

Огромную работу по классификации русских волшебных сказок провел русский филолог В. Я. Пропп (41, 42). Он показал, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дал представление о ее героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи.

Он видел в народных сказках напоминание о тотемических ритуалах инициации.

Ученый выделил сказки шести сюжетных типов:

    – сказки о змееборстве (борьбе героя с чудесным противником); – сказки о поиске и освобождении от плена или колдовства невесты или жениха; – сказки о чудесном помощнике; – сказки о чудесном предмете; – сказки о чудесной силе или умении; – прочие чудесные сказки (сказки, которые не укладываются в рамки первых пяти групп).

Он также разработал типологию сказочных персонажей, выделив семь типов действующих лиц по их функциям:

    – вредитель (антагонист), – даритель, – чудесный помощник, – похищенный герой (искомый предмет), – отправитель, – герой, – ложный герой.

В. Я. Пропп выделил 31 функцию действующих лиц (42) волшебной сказки (так называемые карты Проппа). Смысл открытия Проппа заключается в том, что его схема подходит ко всем сказкам.

Целостный анализ волшебных сказок позволяет рассматривать все нюансы художественной структуры в тесной связи с содержанием произведения и тем самым способствует более высокому уровню понимания его идейного содержания, изобразительных особенностей и художественных достоинств.

Русские народные сказки отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что “сказка ложь, да в ней намек”. В них воспеваются моральные ценности, такие как готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Они являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо.

Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым мы пользуемся до сих пор.

Нет ни одного человека, который бы не знал хотя бы одной сказки, кто не был бы покорен ее красотой, сердечностью, веселостью и находчивостью. Во всех сказках Добро побеждает Зло. Сказка учит нас любить и прощать, побеждать страх. В сказке мы вместе с героем проходим испытания, разгадываем загадки.

Она нам указывает путь, как найти счастье – это общий, свободный и радостный труд. Именно в нем проявляется щедрость человеческого сердца.

В волшебной сказке перед слушателем возникает особый, таинственный мир. В сказке действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного (50).

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: “Три царства”, “Волшебное кольцо”, “Перышко Финиста – ясна сокола”, “Царевна-лягушка”, “Кащей Бессмертный”, “Марья Моревна”, “Морской царь и Василиса Премудрая”, “Сивка-Бурка”, “Морозко” и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.

Мы все, попадая в сказочный мир, плачем и смеемся, любим и страдаем, вместе с героем сражаемся и побеждаем Змея Горыныча. Сказка всегда увлекает нас в свой мир, заставляет страдать, переживать, радоваться. Она заставляет нас думать, ведь “в ней намек, добру молодцу урок”.

В сказке столько смысла, что она может: поддержать, ободрить в трудную минуту, воспитать в ребенке ту черту, которой ему очень не хватает, заменив назидания на красивую историю. Сказка – это просто удовольствие от тонкости человеческого ума, точности и красоты русского языка. Сердце замирает от удивления, а душа взлетает от восхищения.

Сказка всегда содержит “намек, добрым молодцам урок” и несет определенный психологический посыл, заставляя задуматься над своим мировосприятием и поступками. Это древнейший и очень мудрый источник нравственных знаний (46, с. 6).

Сказка говорит языком метафоры (“Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду говорит”), которая в свернутом виде, обращаясь одновременно к сознанию и подсознанию, доносит до нас духовную глубину русской культуры, архетипические символы, обучая представлять образы в своем воображении и формируя наше сознание (29). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать справедливость.

Сказка помогает верить в силу добра. Поступки, действия сказочных героев воспитывают в нас прекрасные чувства: любви, доброты, доверия, красоты, нежности. Мы испытываем удовольствие, счастье, радость от их побед, подвигов; огорчаемся при их неудачах, клеймим зло, верим в то, что оно будет наказано.

Сказки учат нас мечтать, надеяться, верить, любить, доверять, выражать свое отношение к добру и злу.

Сказка – правда и вымысел одновременно. Пословицы, поговорки – это тоже родник народной мудрости: “Где работа, там и благо”, “Не плюй в колодец – пригодится воды напиться”. Они отражают быт, обычаи и очень часто перекликаются со сказками.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного восприятия мира.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Сказка источник мудрости