«Школа вчера, сегодня, завтра» сочинение

Образование. С одной стороны, такое привычное и простое для меня, педагога с двадцатидвухлетним стажем, понятие. С другой, такое сложное, многогранное, если начинаешь размышлять о его сути. Какой была система образования раньше? И что значит «раньше»? Пять, десять, двадцать лет назад?

По моему личному восприятию, «раньше», «вчера» — это мои школьные и студенческие годы, «сегодня» — время учебы моей дочери, «завтра» — это время, когда в школу пойдут мои внуки. Удивительно! Получается, что я рассуждаю не с позиции

учителя, а с позиции ученика! Иногда (к сожалению, не так часто, как хотелось бы) моя дочь-семиклассница спрашивает меня, как я училась, какие у меня были учителя, какой она была, школа прошлого? Я с удовольствием рассказываю ей, как здорово было учиться в «моей» школе, несмотря на отсутствие всех этих новомодных гаджетов! Для меня, обделенной семейным теплом и уютом девчонки, школа была действительно домом, и не вторым даже, а, скорей, первым. Мне «моя» щкола не только дала образование — она прежде всего воспитала меня. Как? Это уже другой вопрос. Да, трудоголиком, да, гиперответственной, принципиальной, с обостренным
чувством сопереживания всем, кому плохо, требовательной к себе и к окружающим. Неслучайно в трудные минуты я виню именно школу в том, что мне так нелегко жить в этом мире.

Единственный вопрос, на который мне всегда трудно отвечать, — это вопрос о том, какое образование лучше. На мой взгляд, образование «вчера» и образование «сегодня» не лучше и не хуже, это просто разные системы, со своими плюсами и минусами. Недостатки «моего» образования: чрезмерная идеологизированность, категоричность в оценках (я имею в виду исторические события, личности, литературные произведения и т. п.), знания подавались нам на блюдечке; времени на любимую литературу не хватало, потому что надо было зубрить такую непонятную физику… Я и сейчас помню формулировку разных физических законов, алгебраических формул, геометрических аксиом и теорем, которые мне ни разу в жизни не пригодились. Зато, правда, сейчас могу ребенку кое в чем помочь по этим предметам. Но как подумаю, сколько книг могла бы прочитать вместо бессмысленной зубрежки, ощущаю горечь.

Сегодня многое изменилось. Как в лучшую, так и в худшую сторону. На смену чрезмерному вниманию, которое уделялось воспитательной работе, пришло равнодушие, пришел формализм, регламент и т. д. и т. п. Для классного часа просто времени нет: учебная нагрузка школьников постоянно увеличивается. Ученики воспринимают сегодня классный час как наказание, во-первых, потому, что у многих каждая минута на счету, во-вторых, чувствуют нашу незаинтересованность. Но если ты знаешь, что вот она, эта тема, которая их заинтересует, а самое главное, вот то, чем их можно «зацепить», — классный час получается! В такие минуты по настроению ребят видишь: нужен, нужен, нужен классный час! Только должен он быть классным. Теперь о хорошем. Многие сегодня ругают новые ФГОС, а я их приветствую, потому что нахожу в них те положения, которым уже давно следую в своей педагогической практике. Я учу детей тому, чему меня, к сожалению, не учили: не заучивать, а понимать, пропускать любой учебный материал через себя, свой личный опыт. Я побуждаю их к творческой переработке полученной информации. Я постоянно ставлю их в ситуацию выбора, ответственности не только за себя, но и за других. Меня не пугает метапредметность — мне все это нравится! И детям тоже нравится так учиться! В ходе работы у меня выработались определенные приемы, которым я попыталась дать «говорящие» названия.

«Право выбора» — это прием, которым я пользуюсь очень часто во время урока и в домашнем задании. Я даю ученикам право выбора и формы организации деятельности (самостоятельно, в паре, в группе), и вида работы (упражнения, виды орфограмм, разборов и др.), и даже способа проверки (самостоятельно, соседом по парте, учителем, родителями, друзьями). «Коротко, но ясно» — прием краткой записи теоретического материала, использование аббревиатур, знаков, символов (ЧАТ — читаем и анализируем текст, СУТ (Д) — составить устный текст (диктант), знаки «+», «-«, «=», «?», «!» и др.). Роль данного приема велика при творческой переработке учебного материала (составление кластеров, таблиц, выведение «формул»). «Чтение с карандашом в руке» — прием вдумчивого чтения текста: прочитать текст, разделить его на смысловые части, подчеркнуть ключевые слова и/или слова, значение которых непонятно, к каждому абзацу задать вопрос (ы) и т. д. «Творческий подход» — прием, который особенно нравится моим ученикам: им предлагается «перевести» скучный научный материал в художественную форму. Они легко составляют синквейны: Союзы… Простые, сложные. Соединяют, разделяют, противопоставляют. Не представляю без союзов речь! Связь! Есть ребята, которые пробуют писать стихи по учебному материалу! А еще мы часто… рисуем. Да-да, именно рисуем (я тоже пытаюсь). Недолго — минут пять, но за это время тема «Безличное предложение» превращается в самые разные рисунки, например, человечка без черт лица, а на частях тела прописаны формы сказуемого. В такие моменты я не учитель, они не ученики — в такие минуты мы участники арт-студии, а такая привычная доска — стена для вернисажа!

Без ложной скромности скажу: богата моя методическая копилка разными методами, приемами, идеями. Но какой был бы в ней смысл и какая была бы от нее польза детям, если бы я не старалась поставить себя на место ученика, если была бы равнодушна не только к его учебным достижениям, но и к тому, чем он увлекается, как чувствует себя в коллективе и т. д. Один ученик приходит на урок и сообщает мне о том, что у него День рождения, другой — одержал спортивную победу, третий — закончил с отличием музыкальную школу и т. д. и т. п. Я искренне радуюсь всегда, когда слышу что-либо подобное, и обязательно включаю в ход занятия какой-нибудь элемент, чтобы подчеркнуть значимость данного события (например, предлагаю составить спич или отправить SMS виновнику торжества, обязательно включив в него существительное общего рода). За SMS меня коллеги критикуют: мы, мол, боремся с гаджетами, а ты… Я не борюсь, я — мирюсь и стараюсь включать их в учебный процесс: на уроках русского языка мы обращаемся к ним, если нет под рукой словарей, на уроках литературы слушаем фольклорные и художественные тексты. Пусть послужат на ниве просвещения! Я начинала свою педагогическую деятельность в начале девяностых. Было трудно, как я сейчас понимаю, прежде всего потому, что я шла по проторенному пути, копируя приемы работы своих любимых учителей, ругая себя за то, что не только не могу лучше, а и до их уровня недотягиваю. Сегодня все по-другому: у меня свой взгляд на роль школы в современном обществе, у меня своя система работы. Я учу и учусь, воспитываю и занимаюсь самовоспитанием. И так уже двадцать два года. Я верю: «завтра» нашей системы образования будет светлым. Для этого нужно, чтобы люди, которым дано право на законодательном уровне вершить судьбу российской школы, прежде всего думали о ребенке как о личности, не были равнодушными. По новым ФГОС это чувствуется. Я надеюсь, что мои внуки будут учиться в школе, из которой исчезнут выражения: «образовательные услуги», «учитель выполняет заказ». На смену им придут другие, в которых будет отражена главная задача учителя — воспитание образованного Человека!



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение «Школа вчера, сегодня, завтра» сочинение