“Сеньор Президент” положил начало художественным свершениям Мигеля Астуриаса



Однако новый президент, сменивший Эстрада Кабреру, поиграв в либерализм, мало-помалу возвращался к испытанным методам управления. Стоявшая за ним армейская верхушка принялась хозяйничать в стране. Астуриас и двое его друзей-журналистов попытались апеллировать к общественности.

Они начали публикацию серии разоблачительных статей о вмешательстве военщины в политическую жизнь Гватемалы.

Отец Мигеля Анхеля, метис, был судьей, мать, индианка,- школьной учительницей. Мужественным отказом придать вид законности расправе с крамольниками-студентами

отец навлек на себя гнев диктатора и вынужден был оставить официальный пост. Лишилась работы и мать. Вместе с семьей мальчик провел несколько лет в глухой провинции, у деда, имевшего небольшую усадьбу.

Здесь он впервые соприкоснулся с миром братьев по крови-индейцев – крестьян.

Своего рода “коллективный герой” романа-общество, парализованное страхом. В поле зрения автора главным образом горожане и преимущественно верхи общества, нравственное растление которых достигло последней степени. Всего несколько раз появляется здесь сам президент-охарактеризованный посредством одних внешних

признаков: очки, черное платье, орденская лента, седые усы, бледные пальцы; не человек, а чертова кукла, упоенная своим безграничным господством над людьми. Но Сеньор Президент-это и страхи, и слухи, и кляузы, и хвалы, всеобщая косность и всеобщее раболепие.

Пугало в президентском дворце увенчивает и олицетворяет собою целую систему общественных отношений, противоестественную и античеловечную.

Незамедлительно последовала расправа. Один из журналистов прямо на улице подвергся зверскому избиению, в результате которого оглох и наполовину ослеп. Сам Астуриас, спасаясь, покинул страну.

На немецком пароходике он бежал в Панаму, а там пересел на английское судно, идущее в Лондон.

Ненависть к диктатуре, любовь к индейцам с ранних лет направляли духовное становление Астуриаса. Неудивительно, что, поступив в университет, он сразу же оказался в числе революционно настроенных студентов, вынашивавших мечту о свержении тирана. Эта мечта созревала и крепла под отдаленные раскаты громов, доносившихся из-за океана,- уже перевалило за середину второе десятилетие века.

Он остается в Париже. Посещает лекции Жоржа Рейно. Становится его учеником, потом помощником, потом ближайшим сотрудником, высококвалифицированным специалистом, не уступающим самому мэтру во всем, что касается культуры майя.

В 1930 году в Мадриде увидела свет его первая книга в прозе – “Легенды Гватемалы”. Мифологические легенды переплетаются в ней с преданиями позднейших времен, красочные картины родной природы – с воспоминаниями о детстве. Образный и причудливый язык местами стилизован под индейскую речь; автор еще только нащупывает путь к органическому стилю, способному передать мировосприятие индейца.

Книга завоевала широкое признание, была вскоре переведена на несколько языков, удостоена литературной премии Франции. Однако европейские читатели увидели в ней лишь головокружительную экзотику.

Детство и юность Мигеля Анхеля Астуриаса совпали с особенно мрачными временами в истории его родины – с периодом диктатуры одного из самых кровавых тиранов Центральной Америки, Мануэля Эстрада Кабреры. Как раз в эти годы пресловутая “Юнайтед фрут компани”, насаждавшая в Гватемале банановые плантации, постепенно превращалась в фактического хозяина страны.

А народ угнетен и забит, у него отнимают землю и продают иностранным компаниям, ему запрещают молиться своим древним богам, его удел – нищета и невежество. И все же именно в нем, и только в нем, живут вековые понятия о справедливости, таятся могучие силы добра. Из народных нравственных норм исходит писатель, изображая чудовищную действительность, у народа учится он и тому, как ее изображать.

“Измерить все индейской мерой” – так определил главную цель своего творчества один из отцов нового латиноамериканского романа, выдающийся писатель нашего века Мигель Анхель Астуриас. И действительно, он сделал достоянием мировой литературы духовный опыт страны, населенной по преимуществу индейцами и метисами – потомками тех самых индейцев майя, которые до испанского завоевания создали великую цивилизацию древней Америки.

Дипломная работа, которую защищал Астуриас при окончании юридического факультета, называлась “Социальная проблема индейца”. Получив звание адвоката, он занялся практикой и одновременно погрузился в общественную деятельность. Вместе с друзьями он основал Народный университет. “Мы поняли, что, пока наш народ не научится читать и писать, пока он не осознает своего долга и своих гражданских прав, мы будем обречены на все те же ошибки:” Вскоре Народный университет уже насчитывал более двух тысяч слушателей – главным образом рабочих и ремесленников – и начал участвовать в политической жизни, посылая своих депутатов в Национальную Ассамблею.

Так в 1923 году началось его изгнание, затянувшееся на десять лет. В 1923 г. он поехал в Париж на каникулы и бродя по опустевшим коридорам Сорбонны, наткнулся на объявление о предстоящем курсе лекций профессора Жоржа Рейно, посвященном мифологии древних майя.

Народно-эпическое видение мира, запечатленное в языке, стало главным принципом автора, изображающего и оценивающего современность. В поисках манеры изложения Астуриас нашел и нечто более существенное-точку опоры, художественную позицию. В “Сеньоре Президенте” народ остается на заднем плане, и кажется, будто он безмолвствует, но вслушаемся: от его имени говорит язык.

С первых же ее строк читатель погружается в стихию звучащей речи. И далее, вплоть до конца книги, автор буквально в каждой фразе нагромождает аллитерации и омонимы, сталкивает слова друг с другом, использует их многозначность, заставляет их играть всеми смысловыми и звуковыми оттенками. Но это не просто игра, не искусная оркестровка.

Язык является здесь самостоятельной энергией, образующей поле высокого напряжения, в котором развертывается действие.

“Сеньор Президент” положил начало художественным открытиям и свершениям Астуриаса: здесь он создал собственный стиль.

Между тем одновременно с “Легендами Гватемалы” Астуриас писал произведение совсем иного характера – роман “Сеньор Президент”. С рукописью этого романа возвратился он на родину в 1933 году. О публикации нечего было и думать – генерал Убико, очередной “сеньор президент”, правивший Гватемалой, не уступал Эстрада Кабрере.

Все же роман стал известен оппозиционной интеллигенции, студенчеству: он ходил по рукам в списках, его читали вслух на тайных сходках. Книга увидела свет лишь 13 лет спустя.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Вы сейчас читаете сочинение “Сеньор Президент” положил начало художественным свершениям Мигеля Астуриаса
?