Сцена раскулачивания
Шолохов говорил: «Я писал «Поднятую целину» по горячим следам, в 1930 году, когда еще были свежи воспоминания о событиях, происходивших в деревне и коренным образом перевернувших ее: ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы».
Несмотря на веру писателя в светлое будущее проводимых реформ, сцены «ликвидации кулачества как класса» в «Поднятой целине» драматичны. К сожалению, коммунистами руководит ложное убеждение, что путь в счастливое будущее лежит через насилие
Первое же гремяченское собрание принимает постановление раскулачить «богатеньких». Разворачиваются сцены раскулачивания Гаева, Лапшинова и прочих, происходит раздача фактически награбленного имущества беднякам.
Одним из ярких таких эпизодов является эпизод раскулачивания семьи Фрола Дамаскова.
Сын Фрола, Тимофей — лучший в хуторе гармонист и девичий любимец. В эпизоде раскулачивания он нарисован наглым и развязным. Саркастично Тимофей приветствует незваных гостей.
Сам Фрол, услышав о конфискации имущества, гневно бросает ложку. Здесь он еще сильный
Нет предела негодованию Рваного. «Вы грабиловку устраиваете!» — бросает его сын в лицо коммунистам, заступаясь за отца и все еще веря, что на гремяченскую власть можно найти управу.
Однако вскоре гнев Фрола сменяется полным бессилием перед произволом. Он способен лишь лежать недвижимо, сложив руки, как покойник, и слушать, как описывают его имущество. Сравнение Дамаскова с покойником не случайно: в хозяйстве вся его жизнь, долгие годы кровью и потом он зарабатывал все это имущество. В ход идет и содержимое женских сундуков и даже гармошка.
В отчаянье дочь Дамаскова натягивает на себя девятую юбку. Разметнову противны и жалки «ее мокрые, красные, как у кролика, глаза. Трудно ей представить, как жить дальше, лишившись всего сразу.
Какая судьба ждет ее, девицу на выданье, у которой забирают последний наряд?
Борцы за правое дело рушат все на своем пути. Ловко выдергивают они из арбы шкворень, взламывают замок на амбаре. Им весело: из амбара доносятся оживленные голоса и хохот. А в это время, полностью разбитая и раздавленая происходящим, в трагическом одиночестве сидит возле хозяина вся дамасков-ская семья.
Награбленное имущество быстро идет в ход: на Молчуне вскоре оказываются добротные, кожей подшитые Фроловы валенки, по-хозяйски он черпает из ведерного жестяного бака сладкий тягучий мед.
Вот и вся борьба. Не понадобились в ней ни сила убеждения, ни гуманистические наветы. Борьба за новый строй носила классовый характер, и во время нее происходило отступление от общечеловеческих ценностей.
Одобрялась любовь к человеку, социально близкому и ненависть к тому, кто именовался классовым врагом.
Подлинное название «бою святому и правому» — грабеж. Советской властью это было официально разрешено. Сцены раскулачивания позволяли проявляться самым низменным человеческим чувствам и устремлениям: ненависти, зависти, злобе, мести. Самое страшное, что ярая пропаганда такой деятельности освобождала каждого участника подобного эпизода от моральной ответственности. Итог этих начинаний, увы, печален.
Достаточно посмотреть беглым взглядом на современную деревню.