Сатирическое мастерство Фонвизина



Сатирик восемнадцатого века – Денис Иванович Фонвизин – ушел от нас более чем два века назад, но мы читаем его произведения, делаем постановки в школьных театральных студиях, радуемся сами смешному и веселому в пьесах “Недоросль” и “Бригадир”. Фонвизин – один из первых отечественных сатириков. В времена Екатерины Великой сатира была рискованным занятием. Угодить императрице, критикуя нравы современного ей правительства, и остаться безнаказанным было практически невозможно.

По своим убеждениям Фонвизин был просветителем,

поэтому дворянское злонравие, скудоумие, ограниченное самодовольство было ведущей темой его драматургии. Существует легенда, по которой только содействие Потемкина помогло Фонвизину осуществить постановку его комедии, так как императрица была категорически против (она увидела в образе Простаковой самое себя). Тем не менее, писателю удалось создать яркую и удивительно верную картину моральной деградации дворянства конца восемнадцатого века и резко осудить правление Екатерины II.

Роль писателя как драматурга и автора сатирических очерков значительна.

Особенностью творчества Дениса Ивановича является

органическое сочетание в большинстве его произведений сатирической остроты с общественно-политической направленностью. Сила его творчества в его писательской и гражданской честности и прямоте. Он отважно и прямо выступал против социальной несправедливости, невежества и предрассудков своего класса и своей эпохи, разоблачал помещичий и самодержавно-бюрократический произвол.

Комедия “Недоросль” направлена против “тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно”. Созданная по законам классицизма, она была населена героями, стоящими на разных нравственных полюсах. С одной стороны, персонажами явно отрицательными, примитивизм сознания которых обозначен в фамилии (Скотинин, Кутейкин, Вральман). С другой – это люди, несущие правду и честь (Правдин, Стародум, Милон).

Эта комедия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами – источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества. Недорослю – Митрофанушке – нет необходимости учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удовольствиях?

В свою комедию он привнес также черты “серьезного жанра”: его “носители добродетели” – Стародум и Правдин – размышляют о служении Отечеству, о борьбе с невежеством. Усложнил он и традиционные положительные образы влюбленных – Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему по взглядам людей.

Они говорят о том, что дорого самому автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчеловечности.

Драматургу удалось обрисовать все существенные стороны быта и нравов феодально-крепостнического общества второй половины восемнадцатого века. Он создал выразительные портреты представителей крепостников, противопоставив их, с одной стороны, прогрессивному дворянству, а с другой – представителям народа. Скотинин и Простакова в своих рассуждениях вызывают отвращение пренебрежением к простым людям, к крестьянам, за счет которых они живут и жируют. Образ Еремеевны представляется трагичным.

Митрофан обращается к своей няньке только пренебрежительно: “стара хрычовка”. Однако в момент опасности он кричит: “Мамушка, заслони меня!” И пожилая женщина встает на защиту своего неблагодарного воспитанника, не помня зла. В этом ее трагедия и беда.

Стараясь придать яркость и убедительность персонажам, автор наделил своих героев, прежде всего отрицательных, индивидуализированным языком. Действующие лица в “Недоросле” говорят каждый по-своему, их речь как по лексическому составу, так и по интонации различна. Такой тщательный отбор языковых средств для каждого из героев помогает автору полнее и достовернее раскрыть их облик. Фонвизин широко использует богатство живого народного языка.

Пословицы и поговорки, которые употребляются в пьесе, придают ее языку особую простоту и выразительность: “Всякая вина виновата”, “Век живи, век учись”, “Без вины виноват”, “Подобру-поздорову”, “Концы в воду” и др. Денис Иванович использует также просторечные и даже бранные слова и выражения, частицы и наречия: “до завтрева”, “дядюшка-де”, “первоет”, “который бишь”, “чушка проклятая!.”, “Я те бельмы-то выцарапаю”, “впилась братцу в харю… раздернула ему рыла по уши..” и т. д. Богатство языковых средств комедии “Недоросль” говорит о том, что Фонвизин прекрасно владел словарем народной речи и был хорошо знаком с народным творчеством.

Таким образом, отличительными особенностями комедии “Недоросль” являются актуальность темы, обличение крепостничества, реалистичность созданной картины быта и нравов изображенной эпохи и живой разговорный язык. По остроте сатирического обличения крепостнического строя эта комедия по праву считается наиболее выдающимся драматургическим произведением русской литературы второй половины восемнадцатого века.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Сатирическое мастерство Фонвизина