Сатира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита «- сложное и многоплановое произведение. Автор поднимает в нем множество проблем нравственного характера, причем находит для каждого рассматриваемого им вопроса свой подход, определенным способ передачи своих мыслей и чувств.
Буквально на первых страницах романа мы видим огромное поле для сатирических наблюдений Булгакова. Этим полем послужила писателю московская, обывательская, в том числе окололитературная, среда двадцатых годов. Создатель «Мастер и Маргарита» неординарно подходит к высмеиванию
Сатирические мотивы бросаются в глаза на протяжении всего произведения. В первой же главе мы знакомимся с председателем правления одной из крупнейших, московских литературных ассоциации, М. А. Берлиозом. Михаил Александрович, заказавший поэту антирелигиозную поэму, не доволен набросками Бездомного, так как Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. «По мнению Берлиоза, главная мысль поэмы должна сводиться к тому, что Христа вообще
Булгаков ярко показывает действительность того времени, описывая дела, происходившие в ассоциации: распределение материальных благ не по таланту, а по знакомству, дележка дач только среди тех, кто блистает в литературных кругах кошельком или напускной деловитостью и значимостью.
Писатель критикует творческих работников, ничего не дающих обществу, изображает их циниками. И все это происходит в доме Грибоедова, автора знаменитой пьесы «Горе от ума», где он описывает паразитизм и безнравственность общества.
Сатирические изображаются посетители и работниками театра «Варьете». Это образ и директора «Варьете», Римского и его помощника Варенухи, и буфетчика «с рыбкой второй свежести», и чиновника, изменяющего своей супруге.
Таким образом, Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» мастерски срывает маски с московского общества, обнажая его пороки. Каждый, кто забыл о добродетели и погряз в омуте лицемерия эгоизма, алчности и пошлости, получает по заслугам.