Русское барокко как литературное направление

В современном искусствоведении и литературоведении словом «барокко» обозначают стиль в искусстве XVII столетие, художественное направление этих пор и самую эпоху. Барокко — первый общеевропейский стиль, он ярко проявил кризис ренессансных представлений и вместе из тем удостоверил старание средствами искусства постигнуть сложный и противоречивый мир.

В культуре барокко утвердило представление о миру как об объединении противоречивых начал, как об арене борьбы противоположных сил — света и тьмы, добрая и злая, жизнь и смерти,

Бог и дьявола. Барочное искусство не только отбивало сложность бытия, а и напоминало о его богатстве и полноте.

Особенность барочной культуры заключается в том, что она стала своеобразным художественным синтезом Средневековья и Возрождение, античных и христианских традиций.

Деятели барокко обращаются к проблемам духовного бытия человечества, стремятся проникнуть у глубины человеческой психики, постигнуть тайну мира в связи с вечными проблемами добра и злая, жизнь и смерти, веры и уныния, любви и ненависти. Представители барокко поставили человека в центр своих мировоззренческих поисков. Определяющей чертой

барокко есть универсальность художественного мышления, космовидения. Художники изображают не просто эпизоды из жизнь людей, а бытие человечества во всемирном, глобальном масштабе. Художники барокко старались воссоздать подвижность мира и залог душевного беспокойства человека.

Поэтому в барокко особого значения приобретают тему быстротечности жизни, всього сущего на земле, бесполезности существования. Они предопределяют мотивы отчаяния и пессимизма, но нередко вызывают стремление наполнить каждый миг полнотой ощущений, наслаждениями, красотой.

Противоречивости человеческой души и мира художники передавали с помощью разнообразных контрастов: света и тьмы, высокого и низкого, сна и действительности. Благодаря мыслителям барокко в европейской культуре начал производиться и утверждаться взгляд на духовный мир личности как на арену вечной борьбы добра и злая, которая дает непредусмотренные следствия.

Представители барокко хотели не столько воссоздавать действительность, сколько превращать ее с помощью воображения. Важную роль в искусстве барокко

Отыгрывали острая мысль, острота, неожиданная эффект. По выражению одного из представителей барочного направления Дж. Марино, «цель поэта — привести в удивление и поразить».

Ради этого художники прибегали к объединению «непохожего», впечатляющих образов, инакоязычество.

Барокко оказалось в разных областях искусства: литературе, архитектуре, живописи, музыканту, скульптуре. Архитектура барокко отмечается широтой форм, масштабностью зданий, господством «волнистых» линий, неуравновешенных композиций. Архитектурные ансамбли органически вписываются в окружающую среду, становясь частью подвижного и непостоянного мира. В Украине есть много образцов барокко в архитектуре, например Покровская церковь (1766), церковь Св.

Андрея Первозванного (1747-1753), церкви Печерской лавры, Софийского собора в Киеве и др.

В изобразительном искусстве барокко оказалось в гиперболизме образов, контрастности и вместе с тем колористической единству целого. Художники разрабатывают религиозные и мифологические сюжеты, предоставляя им аллегорического содержания. Большое внимание художники уделяли светотени, приемам расширения пространства. Из полотен больших мастеров барокко смотрят люди, которые живут сложной духовной жизням, охваченные страстями и разногласиями.

Значительный взнос в культуру сделали такие выдающиеся художники барокко, как Караваджо (Италия), Рубенс (Фландрия), Рембрандт (Голландия).

В скульптуре барокко привлекает внимание живописность и динамизм композиций, текучесть линий, которая создает впечатление побежалости и постоянного движения образов (Л. Бернини и др.).

Барокко в музыке представляют Г. Ф. Сделка и Й. С. Бах, хотя их творчество выходит за пределы этого направления. Для музыкального барокко характерные сильные образы, стремление отобразить внутренний мир человека, драматизм ее чувств, специальные средства выразительности, которые создают величие, блистательность, декоративность, эмоциональность музыкальных картин.

Литературное барокко отмечается осложнением форм, объединением религиозных и светских мотивов и образов, тяготением к разным контрастам, аллегоризму, попытками поразить читателя пышным, цветистым стилем, риторическим обрамлением произведения. Яркими представителями барокко в Западной Европе были Л. Гонгора, П. Кальдерон, Т. де Молина (Испания), Т. Тассо и Дж. Марино (Италия), Дж. Мильтон и Дж.

Донн (Англия), Г. Гром-Мельсгаузен (Германия). Барокко ярко оказалось и в украинской литературе XVI-XVIIІ ст., оно прослеживается в разных жанрах, в частности в поэзии Л. Барановича, И. Величковского, Г. Сковороды, в ораторской прозе И. Галятовского, А. Радивиловского, в казацких летописях Самовидца, Г. Грабянки, С. Величка и др.

Вывод. Барокко — открытая система, которая объединяет разные средства воспроизведения и преобразование действительности. Оно многозначное по смыслу и разнообразное за формами. В нем соединились иллюзия и реальность, прекрасное и ужасное, жажда красивой жизни и трагизм.

Эта сложность барокко должна была воссоздавать противоречивость человеческой души, мира и самого бытия.

Художники барокко сознательно отказываются от поисков гармонии. Все в произведениях барокко подчеркивало мысль о том, что искусство существенным образом отличается от науки. Художественный дар, по мнению художников барокко, не заменит никакая теория.

Опорные понятия: художественный стиль, художественные пор, приемы контраста, динамизм, драматизм существования человека, декоративность, эмоциональная напряженность.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Русское барокко как литературное направление