Романы и повести о мировой истории

Неослабевающий интерес читателя к героическому периоду истории североамериканских индейцев стимулирует появление новых книг, из которых переведено несколько значительных произведений современных писателей ГДР и Польши. Классические романы Ф. Купера, Майн Рида, Г. Эмара, «Песнь о Гайаваге» Лонгфелло, повести Д. В. Шульца далеко не исчерпывают тему и не во всем отвечают критерию исторической объективности. Старые книги продолжают жить, но наряду с ними библиотеку школьника пополняют повести об индейцах, написанные в недавние годы.

На

добросовестном изучении истории и культуры ирокезов основана повесть Анны Юрген «Георг — Синяя Птица, приемный сын ирокезов», пер. с нем. А. Ломана. Мальчик-англичанин Георг Ростэр попадает в плен к ирокезам во время англо-французской войны 1755-1763 годов.

Усыновленный вождем племени Малым Медведем, он настолько сближается с приемными родителями, что чувствует себя настоящим индейцем. Когда его через несколько лет насильно возвращают в английский поселок, он не может привыкнуть к образу жизни своих белых родственников и убегает к усыновившим его ирокезам.

Эта сюжетная рамка позволяет автору подробно

рассказать о родовом строе, племенном быте, земледельческой и охотничьей культуре, о высоких моральных представлениях ирокезов, показать их честность, бескорыстие, отвагу — превосходные человеческие качества, которые резко отличали краснокожих от белых завоевателей, Описание ирокезского рода полностью соответствует данным, которые приведены Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства». Не выдуман и сюжет книги. В Канаде действительно наблюдались случаи, напоминающие историю Георга Ростэра.

Судьбам индейцев дакота (одно из племен, входящих в языковую группу сиу посвящен цикл романов известной писательницы, члена Академии наук ГДР Лизелотты Вельскопф-Генрих (р. 1901). В трилогии «Харка-сын вождя» (1962), пер. и «Топ и Гарри» (1963), «Сыновья Большой Медведицы» (1951) рисуется заключительный этап вооруженной борьбы дакотов, завершившейся их насильственным поселением в резервациях.

Действие происходит в последних десятилетиях прошлого века. Харка, сын вождя племени Оглала из рода Большой Медведицы, подростком принимает участие в стычках с враждебными племенами, которых натравливают друг на друга белые завоеватели, а затем в результате внутриплеменной распри уходит с отцом в изгнание и после многих мытарств становится цирковым актером. В дальнейшем он нанимается на строительство трансконтинентальной железной дороги, охраняя ее от набегов индейцев; набирается знаний, опыта и сознает свою миссию — приобщать дакотов к цивилизации. Вернувшись в родное племя, Харка уже в роли вождя возглавляет борьбу за свободу. Но участь дакотов предрешена.

Читатели снова встречают Харку глубоким стариком, доживающим свой печальный век в резервации (романы «Ночь над прерией», 1966; «Просвет над белыми скалами», 1967; «Камень с Рогами», 1968 — о сегодняшнем положении индейцев в США) ‘. Книги Лизелотты Вельскопф-Генрих привлекают исторической добросовестностью, обилием фактического материала, влитого в приключенческую фабулу.

В 1928 году в Нью-Йорке была опубликована автобиография Маленького Бизона, образованного, интеллигентного индейца из племени Черных Стоп. Этой книгой заинтересовался польский писатель Аркадий Фидлер (см. с. 360). В 1945 году он разыскал в Канаде родственников Маленького Бизона и узнал от них, что под нажимом издателя первоначальный текст автобиографии был искажен почти до неузнаваемости. Когда Фидлеру стала известна подлинная история жизни этого незаурядного человека, он решил воссоздать ее заново — правдиво и без прикрас, в той же автобиографической форме. Так возникла приключенческо-этнографическая повесть А. Фидлера «Маленький Бизон», пер. с польск.

Я. Немчинского [1957]. Сам герой подробно рассказывает о жизни, обычаях и охотничьих обрядах Черных Стоп. Свободолюбивые индейцы до последней возможности отстаивают свое независимое существование, но обстоятельства складываются не в их пользу. Черные Стопы попадают в ловушку — в резервацию, отведенную для них канадскими властями на юге провинции Альберта.

Пытающихся вырваться на свободу сражают пули. Маленького Бизона берут в миссионерскую школу. Он проявляет недюжинные способности и в самое тяжелое для своих сородичей время решает добыть как можно больше знаний, чтобы «посвятить свою жизнь распространению просвещения среди людей племени Черных Стоп». На этом повесть обрывается.

О дальнейшей судьбе Маленького Бизона рассказывает в послесловии его родственник Джек Дэвис, выросший в той же резервации.

Маленький Бизон в совершенстве овладел английским языком и сумел получить образование. Он писал статьи в канадские и американские газеты, выступал с лекциями и докладами, делал все возможное, чтобы привлечь внимание к индейцам, гибнущим в резервациях от истощения и болезней. Но несмотря на «паблисити» это был голос вопиющего в пустыне. Окончились неудачей и его попытки приобщить соплеменников к цивилизации белых людей. Маленький Бизон остался в одиночестве.

Для индейцев он сделался чужим, белые ежечасно напоминали ему, что он индеец, Доведенный до отчаяния, в 1932 году он покончил с собой «как бы в знак протеста против политики презрения, расовой дискриминации и несправедливости, которую в Северной Америке люди одной расы применяют к людям другой расы». Маленький Бизон поставил перед индейцами ограниченно просветительную цель: «Идти с белыми людьми по тропе цивилизации». Он боролся в одиночку и потерпел неизбежное поражение, «Наиболее сознательные из нас,- пишет его родственник Джек Дэвис,- уже видят, что во всех частях света разгорается борьба за равные для каждого человека права на хлеб, на солнце, на радость, и эгой борьбы уже ничто не остановит — до полной победы. Всем сердцем — а там, где это возможно, и действием — мы стоим на стороне сил прогресса.

Мы непоколебимо верим, что, когда эти силы скажут миру свое решающее слово, хорошо станет и нам, индейцам».

Еще необычней сложилась судьба Сат-Ока, сына вождя племени шеванезов Высокого Орла и польской революционерки Станиславы Суплатовнч. Сосланная на Чукотку за участие в революции 1905 года, она бежала в Америку через Берингов пролив, добралась до Канады и нашла приют у индейцев шеванезов, кочующих у Полярного круга, в труднопроходимых лесах. Несмотря на преследование властей, шеванезы — единственное из индейских племен Канады, сумевшее сохранить свободу.

Шеванезы нарекли Станиславу Белой Тучкой. Через три года она стала женой Высокого Орла. Их младший сын Сат-Ок (Длинное Перо) родился в 1920 году в индейском шатре — типи, на берегу реки Макензи.

До шестнадцати лет он жил только интересами племени, а затем истосковавшаяся по родине Станислава взяла его с собой в Польшу. В 1939 году мать и сын собрались вернуться в Канаду, когда началась вторая мировая война. Сат-Ок, он же Станислав Суплатовнч, как человек «нечистой расы», был схвачен гитлеровцами, отправлен в Освенцим, но по дороге в лагерь уничтожения сумел бежать и в Бор-ковицких лесах примкнул к партизанам. До конца войны он доблестно сражался с фашистами, потом был направлен в военно-морской флот, а после демобилизации поступил механиком на торговое судно.

Успешно совмещая морскую службу с литературной деятельностью, Сат-Ок с 1957 года опубликовал несколько книг, принесших ему громкую известность. Советский писатель Ю. Стадниченко, установивший с ним личный контакт, перевел с польского две автобиографические повести Сат-Ока, в которых он увлекательно рассказывает об охотничьей кочевой жизни, стародавних обычаях и неравной борьбе своих соплеменников за право жить на свободе, о детстве и юности, проведенных с шеванезами в дебрях канадского Севера.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Романы и повести о мировой истории