Романтический герой Лермонтова
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» написана в тот историко-литературный период, когда романтизм плавно уходил в прошлое, уступая место реализму. Однако, несмотря на столь позднее написания (1839год), это произведение считается одним главных представителей эпохи романтизма в русской литературе. И, конечно же, в первую очередь все ее основные идеи и особенности воплощены в главном герои.
Одна из главных мыслей романтизма подразумевает бегство человека от действительности, реального положения дел, в идеальный мир. Мцыри — главный
Несмотря на то, что он уже успел немного свыкнуться с такой судьбой, выучить местный язык и даже принять чужое вероисповедание, Мцыри все еще воспринимает свою жизнь в монастыре как тюремное заключение. Он скучает по своей Родине, родным, близким и беззаботном
Мцыри, как главного героя, литературоведы выделяют в отдельный художественный тип, он считается образцовым романтическим героем, если говорить о русской литературе. И как у любого романтика, его судьба заканчивается трагически.
На воле, о которой он так долго мечтал, Мцыри смог прожить всего три дня. Все время находясь в заточении, он уже забыл дорогу в родные края, поэтому, проведя все это время в пути, герой понимает, что сбился с пути и в итоге вернулся на то место, с которого он пришел. Изнеможенный долгой дорогой, он падает без сил прямо на тропе, где его находит случайный прохожий.
Спустя эти три дня, юноша вновь оказывается в монастыре. Больной и истощенный, он отказывается от еды и воды, а на вопросы монахов отвечает молчанием. Старцы понимают, что таким образом Мцыри хочет приблизить свою смерть и зовут одного из игуменов, чтобы тот заранее причастил и исповедал мальчика. Ему то герой и повествует свою историю, где становится понятно, что в эти три дня уместилась целая жизнь: он наслаждался свободой, боролся со своими страхами (воплощенными в образ барса), успел влюбиться в прекрасную девушку и испытал все муки любви. Оказавшись в монастыре, герой решает закончить на этом свою историю, чтобы не прозябать остатки своих дней в серых стенах монастыря. В конце произведения герой умирает и в этом трагедия произведения.
Герой выбирает наиболее удобный момент (когда старцы, испугавшись сильной грозы, столпились у алтаря) и бежит из монастыря. Жизнь Мцыри на воле — это смысловое ядро всего произведения, не зря эта часть занимает большую часть поэмы.
Важную роль играет пейзаж. С помощью психологического параллелизма, Лермонтов отображает эмоциональное состояние главного героя, показывает те чувства, которые он испытывает, оказавшись на свободе. Здесь сильно контрастирует описание монастыря и природы на воле. Они не являются реалистичными и отображают отношение героя к этим местам, нежели действительность. Поэтому, монастырь выглядит очень мрачным, унылым, навевает ощущение грусти и безысходности. Природа наоборот, насыщена яркими красками и все: горы, холмы и реки, восхищает юного Мцыри. Параллель между состоянием героя и природы также считается одной из черт романтизма.

