Роль пейзажа в произведениях Бунина

Что же мы видим у Бунина? «И вот опять как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу, пьют на последние деньги, по целым дням, пропадают в смежных полях…» Эпоха уходит вместе с охотой и дворянством, Бунин — один из последних его представителей, а потому так печальны его рассказы, что все в прошлом: «Были и разрушающиеся, но все еще живые на широкую ногу усадьбы с огромным поместьем, с садом в двадцать десятин. Правда, сохранились некоторые из таких усадеб еще и до сего времени, но в них уже нет жизни…»

Охота и дворянство

— понятия неразделимые: «Вы, кажется, также любите охоту, Лука Петрович? — любил бы… да, знаете, неловко, по причине звания. За дворянами нашему брату не приходится тянуться» (Тургенев); «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков — охота». Именно любовь к охоте, а следовательно, и к природе объединяет Тургенева и Бунина. Вот что говорит Тургенев в набросках к статье об охоте: «Люблю охоту за свободу», «за восход и закат солнца», за то, что с нею, как и с поэзией, связано особое чувство», «которое стоит выше всего и зависит только от меня».

У Бунина все это тоже

подразумевается: «Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам».

Тургенев и Бунин при всех их различиях, писатели необычайно схожие. Оба — пессимистично — меланхоличные, один — потому что предчувствует, другой — потому что присутствует при кончине старого доброго мира. Но совпадение их видения природы просто поразительное!

Сравним, к примеру, два описания ночного неба и Млечного пути: «Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад… Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный путь… А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами…» и второе: «Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв, мерцая, по направлению Млечного пути, и, право глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…» Где Тургенев, а где Бунин, вы сможете определить лишь по многословности и пышности Бунина и по относительной простоте Тургенева.

Не буду вдаваться в подробности, но согласитесь, в XIX и 1900 г. чувствуется. И все же, повторюсь, несмотря на это, отрывок из тургеневской поэмы, «преданный сожжению», включает в себя и многие бунинские характерные образы:

Ø… И понемногу начло назад

Его тянуть: в деревню, в темный сад, Где липы так огромны, так тенисты, Ге ландыши так девственно душисты, Где круглые ракиты над водой С плотины наклонились чередой, Где тучный дуб растет над тучной нивой, Где пахнет конопелью да крапивой… Туда, туда, в раздольные поля, Где бархатом чернеется земля, Где рожь, куда ни кинтье вы глазами, Струится тихо мягкими волнами. И падает тяжелый желтый луч Из-за прозрачных, белых, круглых туч; Там хорошо…

Их речь одинаково красива, слова звучат и переливаются хрустальным звоном, а мысленному взору открываются великолепные живые картины: «мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая…» и тургеневское: «… А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, … небольшая осиновая роща вся сверкает, насквозь, словно ей весело и легко стоять голой…»



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Роль пейзажа в произведениях Бунина