Роль и значение второстепенных персонажей в драме Островского «Гроза»
Драма «Гроза» А. Н. Островского, помимо главных героев, включает и второстепенных, играющих в пьесе не менее важную роль.
Репликами второстепенных героев Островский рисует фон, который говорит о состоянии главных героев, рисует окружающую их действительность. Из их слов можно многое узнать о нравах Калинова, его прошлом и агрессивном неприятии всего нового, о требованиях, которые предъявляются к жителям Калинова, их быте, драмах и характерах.
В репликах, подводящих нас к образу Катерины и ее монологу-характеристике, рисуется скромная
Ее любовник, Иван Кудряш, тоже не испытывает любви. Он может изменить Варваре просто из желания напакостить
К молодому поколению относится также женатый Тихон и неженатый Борис, но они другие. Это, скорее, исключение из общего правила.
Тихон представляет собой ту часть молодежи, что подавлена старшими и находится в полной зависимости от них. Вряд ли когда-либо вел себя так, как его сестра, он более порядочен — и оттого несчастен. Он не может делать вид, что покорен, как его сестра — он действительно покорен, мать его сломила. Для него одно удовольствие — напиться вусмерть, когда нет постоянного контроля в лице матери.
Борис другой, потому что вырос не в Калинове, и его покойная мать — дворянка. Его отец покинул Калинов и был счастлив, пока не скончался, оставив детей сиротами. Борис видел другую жизнь. Однако, из-за младшей сестры, он готов на самопожертвование — находится в услужении у дяди, мечтая, что когда-нибудь Дикой отделит им часть наследства, оставленного бабушкой. В Калинове нет никаких развлечений, отдушин — и он влюбился. Это действительно влюбленность, не животная похоть. На его примере показаны бедные родственники Калинова, вынужденные жить у богатых купцов.
На примере Кулигина, механика-самоучки, пытающегося создать перпетуум мобиле, показаны изобретатели маленьких городков, вынужденные постоянно просить денег на разработку изобретений, и получать оскорбления и унизительные отказы, а то и ругань. Он пытается привнести прогресс в город, но он единственный, кто это делает. Остальных все устраивает, либо они смирились с судьбой. Это единственный положительный второстепенный герой пьесы, но и он смирился с судьбой. Бороться с Диким ему не по силам. Желание созидать и творить для народа — даже не оплачивается. Но именно с помощью его Островский осуждает «темное царство». Он видит красоту Волги, Калинова, природы, подступающей грозы — чего не видит, кроме него, никто. И именно он, отдавая труп Катерины, произносит слова порицания «темному царству».
В противовес ему, «профессиональная» странница Феклуша хорошо устроилась. Нового она не несет, но она очень хорошо знает, что хотят слышать те, у которых она рассчитывает вкусно поесть. Перемены — от дьявола, который промышляет в больших городах, смущая людей. Все новые творения — тоже от дьявола — именно то, что полностью соответствует личному мнению Кабанихи. В Калинове, поддакивая Кабанихе, Феклуша всегда будет сыта, — а еда и комфорт — это единственное, к чему она не безразлична.
Не последнюю роль играет и полусумасшедшая барыня, о которой было известно, что она по молодости много грешила, и к старости зациклилась на этой теме. «Грех» и «красота» — это два нераздельных для нее понятия. Пропала красота — и пропал смысл жизни, это, само собой, становится божьим наказанием за грехи. На этой почве барыня и сходит с ума, и принимается тут же обличать, видя красивое личико. Но на впечатлительную Катерину она производит впечатление ангела возмездия, хотя большую часть страшной божьей кары за свой поступок придумала он сама.
Без второстепенных персонажей «Гроза» не смогла бы быть столько эмоционально и содержательно насыщенной. Продуманными репликами, как мазками, автор создает полную картину беспросветной жизни темного, патриархального Калинова, которая может привести к смерти любую душу, мечтающую о полете. Оттого люди и «не летают» там. Или летают, но считанные секунды, в свободном падении.