Роль античной культуры в развитии литературы



Античная культура, как таковая, в свое время была локомотивом развития человечества. Но многие задаются вопросом – почему мифы и легенды народов Средиземноморья стали основой развития общечеловеческой философии и морали?

Первые попытки объяснить природные явления были заботливо вплетены в мифы и легенды. Люди придумали богов, которые полностью контролировали их жизнь. Древние греки молились Деметре, чтобы она послала народу богатый урожай на полях, воины почитали Ареса и вспоминали его во время битвы, Афродиту просили о любви, а хитрого

Гермеса призывали помочь в торговом деле. В поисках защиты от стихийных бедствий древние народы прошли стадию поклонения камню, воде, огню. Возможно, именно в столь необычном фетишизме и зародилось искусство создания скульптур и драгоценностей. Другие народы по всей планете и в разные времена тоже создавали каменные статуи и всевозможные композиции, но именно в период Античности искусство скульптуры получило широкое распространение. В камне люди стремились показать совершенный идеал мужской и женской красоты

Фридрих Энгельс однажды подметил, что без культурного фундамента, который заложен Античной Грецией

и Римом, не было бы той Европы, которую мы все знаем. Античность проникла даже в русскую культуру – доказательствам тому послужат великолепные картины Брюллова и Серова, скульптуры Щедрина и Козловского, а также стихи Пушкина, Лермонтова и многих других поэтов, которые в своих сочинениях не редко прибегали к сравнению своих героев с Античными персонажами.

Античность в своем историческом развитии имеет логическим завершением нашу современность. Более того, некоторые элементы современной культуры берут свое начало в глубокой древности. Например, мы нередко прибегаем к выражениям об олимпийском спокойствии, Ахиллесовой пяте или Сизифовом труде. Кроме того, человек всегда испытывал определенную потребность в культурном обновлении. И обращение к Античности нередко служит своеобразным отступлением от современности – возможность взглянуть на нас самих глазами древних римлян и греков.

Древние греки занимали юг балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, в средней Италии(Лациум), потом овладели всей Италией, странами средиземноморья, в том числе и Грецией, и, наконец, всеми известными тогда странами в Европе и государствами Передней Азии. Первые письменные памятники греческой литературы относятся к 8 веку до н. э. , римской лит-ры – 3 веку до. н. э. Падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературы относятся к 5 веку н. э. К тому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской культуры. Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы ант. лит-ра занимает огромный период времени – около 1200 лет.

Первый период, который можно назвать доклассическим или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н. э. Это творчество до нас не дошло, и о нем мы имеем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 6 в. до н. э., но, несомненно, развивавшиеся в течение многих столетий, – это героические поэмы “Илиада” и “Одиссея” Гомера.

Второй период античной литературы – это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-4 века до н. э. Этот период обычно называется классическим(аттическим). В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов.

Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовледения, а именно крупного рабовладения. вместо небольших городов – государств классического периода, так назыв. полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической лит-ры, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с 3 века до н. э. до 5 в. н. э. К этому третьему периоду относится и римская лит-ра, почему его часто и называют эллинистически – римским периодом. Возникшая в 3 в. до н. э.(устное нар. тв-во, как и в Греции, сущ-ло задолго до этого), римская лит-ра переживает свой архаический период в первые два века своего сущ-ния. 1 век до н. э. обычно считается расцветом римской литературы, т. е. периодом классическим. Последние же века римской лит-ры, а именно 1-5 вв. н. э. называют послеклассическим периодом. 6 век н. э. можно считать гранью между античной и средневековой лит-рой.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Роль античной культуры в развитии литературы