Реализм в произведениях Пушкина

Основоположником русского реализма, первооткрывателем «поэзии действительности» по праву считается Пушкин — создатель «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Повестей Белкина», «Дубровского» и «Медного всадника», «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки». В его творчестве — впервые — оказалась преодоленной грань между «высокими», «поэтическими» и «низменными» сферами бытия, утвердился взгляд на общество как на исторически сложившуюся целостность, подчиненную объективным, не зависящим

от человека законам. Под пером Пушкина-реалиста русская старина и русская современность предстали в их полноте и многообразии, в столкновении противоборствующих сил, богатстве и сложности характеров, национально-исторических типов: «лишнего человека» (Онегин), решительной, страстной и самоотверженной женской натуры (Татьяна), «маленького человека» (Самсон Вырин), вождя крестьянского восстания (Пугачев), эгоистического индивидуума, всеми силами стремящегося к самоутверждению и обогащению (Германн). Творчество Пушкина во многом предвосхитило пути развития русской литературы 19 века.

Вместе с тем реализм

Пушкина еще далек от социально-исторического Детерминизма. свойственного реалистическому искусству зрелой поры. Отчасти это связано с тем, что он (как и реализм первой половины века вообще) вызревал и развивался внутри романтизма. Романтизм и реализм в ту пору двигались в едином русле и не были обособлены, отделены друг от друга.

Чем же определялось, на чем основывалось сосуществование романтизма и реализма в творчестве Пушкина?

Романтизм — в понимании Пушкина — синоним свободы, воплощение мятежа и протеста против застоя и неподвижности жизни. В первые годы своего пребывания на Юге поэт напряженно следил за ходом революционных событий в европейских странах, он не сомневался в том, что революция разразится и в России, горячо верил в ее успех. Тем болезненнее воспринял он известие о поражении национально-освободительных движений, о торжестве — во всемирном масштабе — сил реакции.

Размышляя над причинами неудач освободительного движения, Пушкин все более склонялся к мысли о том, что даже если величайшие из людей, даже яркие и сильные личности не в состоянии изменить и перестроить мир. Жизнь человечества подчинена каким-то неизбежным, независимым от человека законам, не считаться с которыми невозможно. Поэту открывается теперь неодолимая «сила вещей», необходимость принимать в расчет реально существующие обстоятельства и расстановку общественных сил, инерцию вековых привычек и традиций и своеобразие национально-исторической жизни народа. Иными словами, возможность осуществления возвышенных романтических идеалов, казавшихся прежде достижимыми, превратилась для него в острую и мучительную Проблему. Поиски Реальных путей воплощения Романтического идеала и составляют важнейшую особенность, важнейшее противоречие пушкинского творчества, во многом предопределившее сопряжение, спаянность в нем романтических и реалистических начал.

Если раньше, в пору «южных» поэм, поэт вместе со своими героями мечтал найти царство свободы за пределами современного реалистического общества, то теперь, убедившись, что «судьба людей повсюду та же», он стремится обрести возможности свободы в границах сущего — в рамках порядка вещей, обусловленного и утвержденного логикой жизненных обстоятельств и национально-исторических традиций. Вот почему в «Евгении Онегине» и «Борисе Годунове», двух величайших созданиях «послекризисной» эпохи, Пушкин обращается к проблеме социального бытия человека и проблеме власти — главнейшим факторам, определяющим, регулирующим границы и возможности личностной свободы. Перейдем теперь к пушкинскому роману в стихах.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Реализм в произведениях Пушкина