Психологизм романа
Роман проникнут единством мысли, и поэтому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи, и все в нее возвращается. В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все, и потому роман должен
Появление прекрасного романа Лермонтова вдвойне отрадно: он доставляет публике предмет истинного эстетического наслаждения и уверяет ее, что русская литература еще не умерла, а только спит, как очаровательная красавица, уста которой изредка лепечут пленительными грезами. Да, такой роман, как «Герой нашего времени», был бы важным явлением во всякой литературе, а как явление русской литературы он достаточно вознаграждает за все ее произведения, о которых постоянно рассуждают журналы.
По мнению Лермонтова трагедия его времени не только в том, что «люди терпеливо страдают», но и в том, что «большинство страдает, не осознавая этого». В этом смысле в Печорине как художественном типе запечатлен процесс огромной исторической важности — интенсивного развития общества и личного самосознания в России 30-х годов и, когда невозможность прямого общественного действия способствовала самоуглублению личности, от конкретно-социальных вопросов вела к вопросам общим — историческим и нравственно-филосовским.
Развернутое изображение «истории души человеческой», повышенный интерес к «внутреннему человеку» закономерно привели Лермонтова к подлинному психологизму. Одна из заслуг Лермонтова — углубление представлений о реальной сложности природы человека и многомерности структуры человеческой личности. Печорин неоднократно говорил то своей действительности. Но это не результат столкновения «естественного» и «социального» в нем, как считают некоторые исследователи. Начальной ступенькой концепции человека, развитой в романе, можно считать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал.

