Проблемы и перспективы развития образования
Важнейшим фактором экономического развития любого государства является образование. Наука и технология определяют степень экономической жизнеспособности государств в мировом хозяйстве, что обусловлено острейшей конкуренцией на мировом рынке. Для движения России по общецивилизационному пути развития, обеспечения ее национальных интересов и национальной безопасности решение насущных проблем образования необходимо отнести к числу первоочередных. В этой связи актуально не только принятие национальной доктрины образования, но и подкрепление ее финансовыми средствами.
Каждый человек, вступающий в жизнь, проводит от десяти до двадцати лет в учебных заведениях разного типа и характера. При всем стремительном продвижении современных технологий мы можем констатировать, что никакой качественной перемены в самом устроении системы образования не произошло. Однако внутренне механизм образования очень сильно переменился и далеко не лучшим образом.
Социально-экономическая ситуация в современной России отражает переломный, переходный характер переживаемой эпохи. С
Ситуация в российском образовании довольно объективно охарактеризована в научной литературе. Большинство авторов называет ее кризисной. Суть кризиса объясняется отставанием качества образования от потребностей личности и общества, от изменений, происходящих в мире. Хотя отмеченное отставание качества образования наблюдается практически во всем мире, в России это отставание заметно больше, чем у развитых стран. Две главные причины – ошибочная образовательная и кадровая политика, недостаточное финансирование. Общее направление ведущихся в России образовательных реформ характеризуется дефундаментализаци – ей образования. В школе систематически сокращается преподавание предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла. Игнорируется необходимость образования творческих, самостоятельно мыслящих специалистов, формирования, прежде всего, умения учиться. Упор делается на информацию, “наполнение” обучающихся знаниями по принципу – чем больше, тем лучше.
Содержание, темпы изменения знаний быстро меняются и нарастают, что делает труд преподавателей более сложным и напряженным, а значит, требуется более высокая его оплата. В России высшее образование финансируется в лучшем случае на 40% от достаточно скромных запросов.
В вопросах образовательной деятельности заметно отдаляются мнения власти от общественности, науки и от ученых. Не случайно все предпринимаемые попытки модернизации системы образования последних двадцати лет не эффективны, уроки из этого не извлекаются.
По мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко модернизация российского образования в первую очередь должна коснуться профессионального образования: “На сегодняшний день мы считаем, что приоритетом мы можем и должны сделать развитие системы профессионального образования”. В числе задач также, А. Фурсенко назвал формирование общенациональной системы оценки качества и создание общегосударственной сети передовых вузов: “Мы должны создать жесткую рамку, которая держала бы на себе структуру высшего образования в России”. Требованиями к ведущим вузам должны выступать: ведение фундаментальных и прикладных исследований, участие в практических задачах развития экономики, перспективные разработки в области образовательных технологий.
Следовательно, необходимость проведения реформы системы образования очевидна и востребована. Для осуществления комплексного реформирования образовательной системы страны, нужна работа по следующим направлениям:
Увеличение объемов финансирования из федерального бюджета на развитие материально-технической базы образовательных учреждений, информатизацию и компьютеризацию образовательного процесса;
Разработка системы определения потребности страны в специалистах, позволяющую выбрать приоритетные направления их подготовки в соответствии со спросом со стороны различных сфер производства и для исключения перепроизводства специалистов того или иного профиля;
Расширение количества участников образовательного эксперимента – учреждений среднего и высшего профессионального образования по совмещению ЕГЭ и вступительных испытаний в вуз;
Пересмотр качественного и количественного состава учебных дисциплин, преподаваемых в школах, высших и средних учебных заведениях;
Формирование подхода к школе не только как к образовательному учреждению, но и как к центру решения многих социальных проблем;
Повышение престижа и достоинства преподавательского труда.
Основными условиями успешной модернизации системы образования в России являются:
Во-первых, обновление содержания и форм образования, а следовательно: изменение форм контроля – от госконтроля к общественным формам; активное внедрение электронных и мобильных форм образования; выпуск в огромных количествах отечественной компьютерной техники – качественной и по доступной цене; отмена некачественного ЕГЭ, внедрение добровольных форм текущего и итогового контроля знаний, расширение в текущем учебном процессе масштабов применения устных форм контроля; разработка научно обоснованных показателей качества учебного процесса;
Во-вторых, для повышения уровня образованности населения нужны десятки вузов нового, распределенного типа, имеющие множество качественно работающих филиалов. Ныне в России взят противоположный курс на свертывание числа филиалов, под предлогом низкого качества их работы;
В-третьих, создание новой учебно-технологической среды и усиление профессионального саморазвития студентов. В школах предстоит осуществить поворот от обучения знаниям к более широкому процессу развития личности учащихся;
В-четвертых затрудняет модернизацию заметное отчуждение государства от общества. Преодоление отчуждения может способствовать партиципация – всемерное привлечение граждан к управлению государством. Это и есть главная политическая проблема модернизации российского образования.
Очевидно, что при совершенствовании системы образования возникает несколько проблем. Первая – сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. Вторая – если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это. Третья – основная: привести систему образования в соответствие с запросами общества.
Несмотря на состояние глубокого кризиса образования, из которого сегодня пытаемся выйти в России много одаренных, талантливых людей. Потрясающая возможность русских людей к самоорганизации дает возможность продвигаться им в жестких социальных условиях к высокому уровню образованности и воспитанности. Реформу образования, прежде всего, надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени.