Проблематика рассказа «После бала»

Лев Николаевич Толстой с детства и до глубокой старости был один и тот же: всю жизнь он искал зеленую волшебную палочку, на которой написана тайна о том, как сделать всех людей счастливыми. Его любимые герои стремятся «быть вполне хорошими», пытаются открыть смысл жизни, назначение человека на земле.

К таким думающим людям относится и иван Васильевич из рассказа «После бала», написанного в 1903 году. Это произведение имеет кольцевую композицию. Действие его происходит в восьмидесятые годы девятнадцатого века. Рассказчик — «всеми

уважаемый человек», мыслящий, правдивый, искренний, скромный, говорящий увлеченно и убедительно. Доказывая правильность своих мыслей, он приводит в пример эпизоды из собственной жизни. Читатель сразу же проникается доверием к такому рассказчику. В обществе речь зашла о том, что «для личного самосовершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди».

Таким образом, философской проблемой рассказа является проблема нравственного самоусовершенствования. Иван Васильевич утверждает, что «все дело в случае», который может внутренне изменить человека. Рассказчик задается

вопросом: может ли человек «сам по себе понять, что хорошо, что дурно». Как формируется понятие добра и зла: под влиянием среды или это понятие заложено в самом человеке? В рассказе ставится проблема ответственности человека за существующее в мире зло.

Иван Васильевич подчеркивает, что вся его жизнь «сложилась так или иначе не от среды», а от одного утра. История рассказчика произошла в сороковые годы девятнадцатого века. Пожилой, умудренный опытом и жизнью герой смотрит на себя с временной дистанции в сорок лет. история делится на две части: на балу и после бала.

Описанию сцены бала предшествует своеобразная экспозиция, в которой Старый Иван Васильевич рассказывает о себе в молодости, указывая на тогдашнее свое «недумание». Студент провинциального университета, он жил «как все»: учился, веселился, завел лихого иноходца, «катался с гор с барышнями», «кутил с товарищами». Это было время самой сильной любви к дочери полковника Вареньке. Юноша чувствовал себя «каким-то неземным существом, не знающим зла и способным на одно добро». Своей любовью герой обнимал весь мир, а к отцу Вареньки испытывал «какое-то восторженно-нежное чувство». В сцене бала важное значение имеет портрет полковника, в котором подчеркивается его сходство с Николаем 1 и «ласковая, радостная улыбка, как и у дочери».

К значимым деталям относится и замшевая перчатка. Прежде чем начать танцевать мазурку, Петр Владиславович натягивает на правую руку перчатку и при этом произносит: «Надо все по закону». Думаю, эта фраза — жизненное правило полковника.

Особенно умилили влюбленного молодого человека старые опойковые сапоги Петра Владиславовича. Перед нами заботливый отец, жертвенно отказавшийся от модных сапог, «чтобы вывозить и одевать любимую дочь».

После бала молодой человек не может заснуть и отправляется побродить по городу. Невольно он оказывается возле дома Вареньки.

В душе влюбленного «все время пело и изредка слышался мотив мазурки». Но вот из мира реальной действительности прорывается «какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». теперь вместо белого платья Вареньки — черные мундиры солдат. Вместо «сияющего зарумянившегося с ямочками лица и ласковых, милых глаз» любимой девушки — «сморщенное от страдания лицо» беглого татарина. Вместо заботливого и любящего отца — жестокий человек, который руководит экзекуцией. Своей сильной рукой в замшевой перчатке полковник бьет по лицу «малорослого, слабосильного солдата» за то, что тот «недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Важно, что эта безобразная сцена происходит в последний день масленицы, в Прощеное воскресенье. «Братцы, помилосердуйте», — всхлипывал жалобно наказываемый. Но братцы не милосердствовали. Читатели приходят к выводу, что государственный закон и христианская заповедь о сострадании и всепрощении противоположны по своей сути.

Что же произошло с рассказчиком, ставшим свидетелем этой экзекуции? Он испытал сильное нравственное потрясение, но понять произошедшего не мог. Герой не поступил ни на военную, ни на какую другую службу, а его любовь к Вареньке «пошла на убыль».

Это и был тот случай, который переменил всю жизнь Ивана Васильевича. Он понял, что состояние общества ненормально, и единственное его решение — «неделание», то есть неучастие в этом зле, что царит вокруг.

Человек несет ответственность за свои поступки, и нравственный выбор зависит только от него самого. Счастливым быть он не имеет права, пока существует зло и страдание.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Проблематика рассказа «После бала»