Проблематика лирики Пушкина



Пушкин… “Солнце русской поэзии”, ее великое начало и совершенное выражение. Вселенная его лирики так велика, что вмещает в себя, кажется, весь мыслимый тематический диапазон. Пушкин – это певец любви, дружбы, природы. Это поэт, понимающий свое высокое предназначение.

Это гуманист, мыслитель и философ.

Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем было характерно как для лирики двадцатых годов, так и для стихов Пушкина более позднего периода.

Раздумья о жизни, ее смысле, ее цели, о смерти и

бессмертии становятся ведущими философскими мотивами лирики Пушкина на этапе завершения “праздника жизни”. Среди стихотворений этого периода особенно заметным является “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” В нем настойчиво звучит мотив смерти, ее неотвратимости. Проблема смерти решается поэтом не только как неизбежность, но и как закономерное завершение земного бытия:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Стихи поражают удивительной щедрость пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь даже тогда, когда

в ней для него самого уже не остается места.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять,-

Пишет поэт, завершая стихотворение.

В “Дорожных жалобах” А. С. Пушкин пишет о неустроенности личной жизни, о том, чего не хватало ему с детства. Причем собственная судьба воспринимается поэтом в общерусском контексте: русское бездорожье имеет в стихотворении как прямой, так и переносный смысл, в значение этого слова вкладывается историческое блуждание страны в поисках правильного пути развития.

Проблема бездорожья. Но уже иного. Духовного, свойства возникает в стихотворении А. С. Пушкина “Бесы”.

В нем рассказывается о потерянности человека в вихрях исторических событий. Мотив духовного бездорожья выстрадан поэтом, который много размышляет о событиях 1825 года, о собственном чудесном избавлении от участи, постигшей участников народного восстания 1825 года, о собственно чудесном избавлении от участи, постигшей участников восстания на Сенатской площади. В стихах Пушкина возникает проблема избранничества, понимания высокой миссии, возложенной Богом на него как на поэта.

Именно эта проблема становится ведущей в стихотворении “Арион”.

Продолжает философскую лирику тридцатых годов, так называемый Каменноостровский цикл, ядро которого составляют стихотворения “Отцы пустынники и жены непорочны…”, “Подражание итальянскому”, “Мирская власть”, “Из Пиндемонти”. Этот цикл объединяет раздумья над проблемой поэтического познания мира и человека. Из-под пера А. С. Пушкина выходит стихотворение переложение великопостной молитвы Ефима Сирина.

Раздумья о религии, о ее великой укрепляющей нравственной силе становятся ведущим мотивом этого стихотворения.

Настоящий расцвет переживает Пушкин-философ в Болдинскую осень 1833 года. Среди крупный произведений о роли судьбы в жизни человека, о роли личности в истории привлекает поэтический шедевр “Осень”. Мотив связи человека с круговорот природной жизни и мотив творчества являются ведущими в этом стихотворении.

Русская природа, жизнь, слитая с ней, подчиняющаяся ее законам, представляется автору стихотворения величайшей ценностью., без нее нет вдохновения, а значит, нет и творчества. “И с каждой осенью я расцветаю вновь…” – пишет о себе поэт.

Вглядываясь в художественную ткань стихотворения “…Вновь я посетил…”, читатель легко обнаруживает целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающих представления о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на их фоне звучит главная философская проблема этого стихотворения – проблема смены поколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти.

Она обновляется, повторяясь в каждом своем обновлении. Поэтому шум новых сосен “племени младого”, который когда-нибудь услышат потомки, будет таким же, как сейчас, и он затронет в их душах те струны, которые заставят их вспоминать об умершем предке, тоже жившим в этом повторяющемся мире. Это-то и позволяет автору стихотворения “…Вновь я посетил…” воскликнуть: “Здравствуй, племя Младое, незнакомое!”

Долгим и тернистым был путь великого поэта сквозь “жестокий век”. Он вел в бессмертие. Мотив поэтического бессмертия – ведущий в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, ставшем своеобразным завещанием А. С. Пушкина.

Таким образом, философские мотивы были присущи лирике Пушкина на протяжении всего его творчества. Они возникли в связи с обращением поэта к проблемам смерти и бессмертия, веры и безверия, смены поколений, творчества, смысла бытия. Всю философскую лирику А. С. Пушкина можно подвергнуть периодизации, которая будет соответствовать жизненным этапам великого поэта, на каждом из которых она задумывался над какими-то вполне определенными проблемами. Однако, на любом этапе творчества А. С. Пушкин говорил в своих стихах только об общезначимом для человечества.

Наверное, поэтому “не зарастет народная тропа” к этому русскому поэту.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Проблематика лирики Пушкина