Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанскую дочку» А. С. Пушкина справедливо называют его вершинным произведением, написанным в реалистическом направлении. Оно же — последнее крупное: его публикация состоялась за три с небольшим месяца до трагической гибели поэта.

До сих пор среди литературоведов не утихают споры о жанровом своеобразии «Капитанской дочки». Традиционно ее относят к жанру повести — это подтверждается небольшим объемом произведения и ограниченностью сюжетных линий. В то же время более глубоко рассмотрение позволяет сделать вывод о том,

что это все же роман. Согласимся с последним мнением и будем называть это произведение романом.

Если обратиться к истории создания, то выяснится, что написанию произведения предшествовала огромнейшая работа Пушкина-историка, который месяцами изучал архивы, исторические документы, мемуары, записки и дневники — собственно, все задокументированные сведения, относящиеся к истории Пугачевского бунта.

Общая задумка, сюжет, главные герои постоянно менялись на протяжении всей подготовки романа. Некоторые черновики даже сохранились в бумагах Пушкина, вскрытых после его смерти. Первоначально поэт хотел создать

историческую повесть о дворянине-отщепенце, присягнувшем на верность бунтовщику Пугачеву, однако позже, выяснив, что именно дворянство оказалось единственным сословием, не принимавшим участия в восстании, автор меняет главного героя. Им-то и становится Петруша Гринев, молоденький дворянин, пронесший через всю жизнь заповедь отца: «Береги платье снову, а честь смолоду».

К каждой из 14 глав романа А. С. Пушкин подобрал удивительно точный эпиграф. Однако общим к произведению он оставил эпиграф-пословицу, уже упомянутую выше. Именно он становится иллюстрацией главной мысли, идеи романа. Глупо утверждать, будто основа повествования, его смысл, заложены в описании Пугачевского бунта. Исторические события служат всего-навсего фоном для развертывания истории нравственного созревания личности. При этом важно уточнить, что даже главным героем является не Петр Гринев, а именно Маша Миронова, капитанская дочка, подарившая название пушкинскому роману. Но об этом чуть позже.

Итак, основная мысль романа выражена пословицей, выдвинутой в самом начале произведения. Отталкиваясь от этого, можно отметить и одну из основных (но все же не главную) проблем романа — проблему чести и долга. Мысль о сохранении чести звучит в самом начале «Капитанской дочки» из уст отца Петруши Гринева, Андрея Петровича. Этот человек суров и временами жесток. Он настоящий крепостник, скорый на расправу, относящийся к своим работникам как к собственности. Но при этом он — отважный солдат, честный офицер, который собирается и из недоросля-сына воспитать настоящего мужчину. Именно поэтому он отправляет Петрушу не в Петербург, в тепличные условия, а в далекую Белогорскую крепость. Перед отъездом отец наставляет сына, веля ему служить верно тому, кому тот присягнет, не гнаться за лаской начальства, а быть преданным солдатом. Позже Гринев-младший блестяще выполнит эти указы отца. Но все же несмотря на военную доблесть и прочие добродетели, отец Петруши не вызывает особой симпатии — в отличие от своего сына.

Юный дворянин Петр Андреич своего рода герой-резонер, являющий читателю авторское отношение к поставленным в романе проблемам. Так, впервые с понятием долга он сталкивается по пути в крепость, когда отдает заячий тулуп человеку, выведшему его из бурана. Несмотря на то, что объективно Гринев мог не благодарить путника, он поступил честно, по совести. В дальнейшем этот поступок станет для юноши судьбоносным.

На службе в крепости Гринев неоднократно являет «души прямое благородство», действуя так, как подобает настоящему дворянину. Так, он, как настоящий мужчина, вступается за честь Маши Мироновой и даже соглашается на дуэль. Он пишет отцу о желании взять капитанскую дочку-бесприданницу в жены и позже, после окончания бунта, даже противится отцу и осуществляет намерение, поступив согласно библейской традиции: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью».

Во время Пугачевского восстания Петруша готов погибнуть вместе с преданными государыне-императрице семье Мироновых, однако великодушие Пугачева спасает его от гибели. Милость и своеобразное благородство бунтовщика велят ему помочь спастись и Маше Мироновой, и Петру Андреичу, когда тот снова оказывается в лагере мятежников.

Пушкин нарочно вводит в повествование антагониста Гринева, поручика Швабрина, присягнувшего Пугачеву и даже склонявшего капитанскую дочку к замужеству. В противном случае он грозился выдать Машу, и ту ожидала бы плаха. Благодаря такому контрасту достигается особая яркость восприятия и чистота, нравственность образа Петруши. Этот прием поднимает проблему чести и долга, выдвинутую Пушкиным, на новый уровень; он обеспечивает донесение авторской мысли до читателя.

При этом важно уточнить, что все же не Пугачев и даже не Гринев являются главными героями романа. Все разворачивающиеся события становятся лишь материалом для раскрытия главной героини — Маши Мироновой, капитанской дочки. Путь нравственного становления Гринева есть лишь ступени к пониманию ее образа.

Итак, «Капитанская дочка» — это прежде всего художественное завещание Гения Пушкина. При всей кажущейся простоте это глубочайшее произведение, роман о христианстве, а не о «русском бунте, бессмысленном и беспощадном», не об исторических событиях, а именно о христианстве. Сам эпиграф, пословица, перекликаются с заключительными словами Евангелия от Матфея, где апостолам вверяется миссия хранить, соблюдать и оберегать данные Богом заветы, блюсти целомудрие, оберегать свою нравственность. В христианской традиции честь — благородство, справедливость, уважение — является одним из важнейших «компонентов» нравственности. Во многом именно честь обеспечивает спасение души человеческой. Воплощением христианской нравственности и любви как раз и является главная героиня романа Маша Миронова.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка»