Повесть после сказки
Чингиз Торекулович Айтматов — современный писатель, родился в 1928 году в горном кишлаке Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году его отец, крупный партийный деятель, был незаконно репрессирован.
Начавшаяся вскоре война тоже отложила свой отпечаток на судьбу подростка. Тема сиротства — незатухающая боль писателя, поэтому он часто обращается к ней в своих произведениях: «Первый учитель», «Ранние журавли», «После сказки». Первоначально повесть была задумана как небольшой рассказ. Айтматов хотел написать элегическую
Но литература должна перерабатывать реальные факты. Когда была уже написана половина повести, автор еще не знал, как поведет себя мальчик в конце, а он уплывает к белому пароходу, своему идеалу. Очень сильное впечатление в повести Ч. Айтматова производит на нас образ ребенка: «Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всем и стремглав бежать за ней.
Что уж там говорить, автолавка — это тебе не камни и не травы какие-то. Чего
Колючий бодяк, например,- «главный врач». Ребенок с одними находит общий язык, а другими борется. Но самым близким человеком и другом, понимающим его, является дед, который всеми силами старается сделать внука счастливым.
Он внушает ребенку веру в старую сказку о матери-оленихе, которой мальчик и живет. Но у него есть и своя сказка — про белый пароход, где он представляет себя рыбкой, плывущей вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке, к белому пароходу. Так мальчик живет до тех пор, пока конфликт в семье, принимавший раньше малые размеры, не достигает своей критической точки. Дед, столько лет проживший на свете, сохранивший свою веру в сказку о матери-оленихе, прививший ее также мальчику, обрывает все разом, убивая марала. Этим прежде всего убивает ребенка, нанося ему сильнейшую душевную травму, а не себя, как думал он.
Дед хочет решить конфликт мирным путем, взяв всю вину на себя, но его попытка ни к чему хорошему не приводит. В итоге у мальчика остается только одна сказка — про белый пароход, а потом ни одной. Легенда — основа повести. Она объясняет зарождение племени бугу, в ней воплощены народные представления о добре и зле, в ней же предсказывается и трагический финал произведения.
Благодаря сказкам, повесть поэтична, многопланова. Язык Ч. Айтматова богат, разнообразен, доступен широкому кругу читателей, но за кажущейся простотой скрывается кропотливый труд мастера: «Сердце мальчика покатилось по полу, вскарабкалось на подоконник, поближе к портфелю, и зашепталось с ним». Образ ребенка многогранен и раскрывается постепенно автором-повествователем. Через восприятие мальчика мы видим всех героев повести. Он дает нравственную оценку каждому персонажу: в этом особенность данного произведения автора.
Даже если бы вокруг мальчика царили добро и красота, и тогда он создал бы в своем воображении мир, отличный от того, в котором живет. Такова природа детства, детского сознания. Ребенок же погибшей легенде противопоставил сказку о белом пароходе и уплыл к нему со своей детской непримиримостью к законам Орозкула. В трагическом финале уходит Рогатая мать-олениха, уплывает рыбкой мальчик, отвергая не людей, а зло, жестокость в них.
Закрыв книгу, мы, читатели, чувствуем ответственность за гибель ребенка. К этому, наверное, стремился автор, создавая произведение. Способность сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть равнодушным — не в этом ли главная задача литературы?
И произведение Ч. Айтматова вполне отвечает этой цели. Сам писатель так говорит о себе: «Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днем в моей жизни».