Повесть о Савве Грудцыне
«Повесть о Савве Грудцыне » — произведение, созданное неизвестным автором в 60-х гг. XVII в. В произведении отразились исторические события первой половины столетия и многие бытовые черты того времени. Сочетание в «Повести» романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду исследователей видеть в этом произведении опыт создания первого русского романа.
В Повести рассказывается, как купеческий сын Савва из реально существовавшего богатого купеческого рода Грудцыных-Усовых, оказавшись по торговым
Отказавшись от греховного занятия в день святого Вознесения. Савва вызвал гнев своей любовницы. и она, опоив юношу любовным приворотным зельем, подговорила мужа отказать ему от дома. Страдающий от неутоленной страсти, Савва помышляет о том, что готов послужить дьяволу ради возвращения прежней любовной связи, и бес в облике юноши тут же является. Савва дает ему свое «рукописание», в котором отрекается от Христа (правда. по причине малограмотности он писал под диктовку беса «не слагая», т. е. не читая написанное
Вернувшись в Москву. Савва тяжело заболел и решился исповедаться. Явившиеся бесы пытаются помешать ему это сделать и показывают Савве его «богоотметное писмо». И послеисповеди бесы продолжают мучить героя до тех пор, пока ему не является Богородица вместе с Иоанном Богословом и Петром митрополитом, которые указывают путь спасения: как и герой «Повести о Горе-Злочастии «, попавший в зависимость от враждебной силы. Савва завершает свой путь в монастыре.
У Повести есть два основных жанровых прототипа — религиозная легенда и волшебная сказка, на основе которых автор создал принципиально новое произведение. Использование двух жанровых прототипов позволяет автору, по наблюдению А. М. Панченко. переходить по ходу повествования от одной сюжетной схемы к другой, что создает не характерный для древнерусской литературы «эффект обманутого ожидания».
Традиционные сюжетные схемы, помимо этого, автор наполняет чертами живого быта 1-й пол. XVII в. с описанием реальных торговых путей, обучения делу молодого купеческого сына, набора в солдатские полки и т. д. В Повести отразились и реально существовавшие демонологические представления XVII в. и реальные исторические события (Смута, осада Смоленска 1632-1634 гг. и др.). Из исторических лиц, кроме царя Михаила Федоровича. автор упоминает бояр Шеина и Стрешнева, стольника Воронцова-Вельяминова, стрелецкого сотника Шилова.
По своим взглядам автор Повести — консерватор, он противится новым веяниям, которые принес с собой «бунташный век»; все то, что нарушает традиционные нормы поведения, для него «от диавола». Но и сам автор невольно подчиняется духу времени и оказывается новатором — и в смешении жанровых схем, и в использовании неожиданности как художественного приема, и в изображении развитой любовной интриги, и в ярких бытовых зарисовках.