Почему мне нравятся стихотворения Фета

Одно из моих любимых стихотворений А. А Фета — это стихотворение «Заря прощается с землею…». Оно было написано в 1858 году. Очищение красотой — одна из ключевых мыслей анализируемого произведения. Фету удавалось в своих стихах представить не только парад времен года, но и описать тона, полутона, оттенки и переходы дня, ночи, утра, вечера. В этом стихотворении показано, как наступает ночь в лесу, но сюжет таков только на первый взгляд. Под этой «оболочкой зримой» поэт ставит философские вопросы.

Огромную роль в стихотворении

играет идея распахнутости границ мира, непрерывный обмен и взаимоотражение «неба» и «земли», их «открытость» друг другу. В результате складывается глубоко символичная картина живого единства мира. С этой мысли, собственно говоря, начинается поэтический рассказ: «Заря прощается с землею…»

А. А Фет умел останавливать мгновение, вернее, замедлять ход времени. Произведение так описывает наступление сумерек, что по минутам ощущаешь, как лес уже покрыт мглою и солнце огнем освещает только его вершины. Затем незаметно «потухают лучи и гаснут под конец»: «С какою негой в них купают/ Деревья пышный

свой венец!»

Затем очертания деревьев становятся все менее и менее отчетливыми, тени растут. И вот на фоне розово-багрового заката видны «очерки» леса. Скоро все погрузится в сон до нового дня.

Так, художественно сложно автор передает единственное, точное, неразложимое описание мгновения жизни. Оно не анализируется, не углубляется, не подвергается неясному философскому объяснению, толкованию. Мгновение «на лету схватывается» поэтом, останавливается на короткое время и превращается благодаря вечным словесным образам и художественным приемам в вечность.

Когда читаешь фетовскую лирику, то «пробуждаются», включаются в восприятие поэтического фрагмента разные органы чувств: глаза, уши, губы, даже осязание и обоняние. В данном стихотворении вся «нагрузка» восприятия ложится на зрение. Поэт хочет, чтобы человек прозрел, чтобы в суете жизни нашел две, три минуты и увидел, запомнил чудо, которое многим так и не суждено лицезреть. Человек спешит жить. Но ведь именно его жизнь — мгновение перед вечной жизнью природы. А продлить это мгновение можно, лишь насытив его другими яркими, запоминающимися моментами.

Второе стихотворение — «Это утро, радость эта…». В этом стихотворении автор пишет, казалось бы, о том, что давно известно всем и каждому. К тому же он явно не стремится к обновлению поэтического словаря, и произведение «изобилует» традиционными «поэтизмами»: утро, радость, синий свод, говор вод, трели, заря. Но об обычном он пишет необычно. А в результате стихотворение, представляющее собой одно сложное предложение, воссоздает раннее утро, когда уходящая быстро ночь уже сменилась зарей. Передан процесс, но при этом не использован ни один глагол:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Цвет и звук, зрительные и слуховые образы дополняют друг друга: «мощь дня и света», «синий свод» и др.

Нагнетание однородных назывных предложений, анафора местоимений «это», «эта», «этот», «эти», повторы союза и интонационного и смыслового тире, выразительные перечисления передают чутко и точно лирический момент: мир просыпается. Еще нет листьев на деревьях — только пух; еще только возвращаются птицы, но уже слышны трели весенних пернатых певцов; уже пробудились от долгой, суровой зимы и вновь осваивают мир «эти мошки, эти пчелы», «заговорили воды». С весной жизнь входит в новое русло.

В маленьком по объему стихотворении представлено все художественное богатство поэтических приемов: многообразные повторы, анафоры, эпифоры, «кольца», синтаксический параллелизм, звукопись. Для поэта важно было выразить душу не только в слове, но и в речи и ее мелодике.

Третье мое любимое стихотворение А. А Фета — «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Это одно из последних произведений поэта. Анализируя его, чувствуешь, что фетовская поэзия — это прежде всего «поэзия чувства». Лирический герой пытается передать чувства, которые он переживает в осеннем лесу:

Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.

Все пейзажные зарисовки Фета таковы, как будто эти лирические моменты человек переживает в одиночестве. Но нет чувства разобщенности с миром. Его собеседник — природа, она на своем языке пытается построить диалог с лирическим героем: «Ветер. Кругом все гудет и колышется/ Листья кружатся у ног».

Кажется, что оказавшийся в лесу странник пытается понять, что означает кружение и шелест листьев. Они падают на землю навсегда, они уже мертвы. Рассказчик не хочет уподобляться этому движению. В листопаде есть предчувствие неизбежного конца. Иное дело — ель. Может быть, поэтому своим рукавом она и завесила герою тропинку. Остановись, подумай, реши, как строить свой день, год, жизнь. Именно о жизни должен размышлять человек. И зов рога напоминает об этом. Где-то совсем близко кипит жизнь.

Только в лирике, даже в самых малых ее формах, есть возможность отразить бесконечную перспективу переживаний, раздумий. Зарисовку Фета и скрытый в ней подтекст каждый читающий стихотворение и проникающий в ткань поэтического фрагмента может истолковать по-своему. Слово Фета тем и удивляет, что оно адекватно чувствам не одного человека, оно сочувственно многим. Поэт умел выразить невыразимое: так просто рассказать о том, что произошло с ним, происходило не один раз с нами, произойдет еще. Только теперь нельзя будет отмахнуться от падающего листа, недовольно отодвинуть колючую еловую ветку. Прочитав Фета, проникнувшись его смыслами, я думаю, никто не сможет смотреть холодно и безразлично на то, что нас окружает.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Почему мне нравятся стихотворения Фета