Почему мне нравятся сказки Андерсена

В круг детского чтения в нашей стране вошли в основном сказки X. К — Андерсена из сборников 1830-1840 годов. В сборнике «Сказки, рассказанные детям» ощущается сильное влияние датского фольклора. Большинство включенных в этот сборник сказок создано на основе переосмысления и переоформления народных сюжетов и мотивов. Колорит датской народной жизни сохраняется не только в фольклорных переделках («Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Дикие лебеди», «Свинопас» и т. д.), но и в оригинальных, придуманных самим Андерсеном

сказках («Дюймовочка», «Ромашка» и др.), а также в обработках иностранных мотивов («Скверный мальчишка», «Новое платье короля», «Эльф розового куста» и т. д.).

Андерсен, использовав все лучшие черты народной сказки, вложил в нее огромное общечеловеческое содержание, придал народной сказке большую художественную завершенность. Все сказки Андерсена окрашены симпатией писателя к беднякам, носителям гуманных и высоких человеческих чувств. В обработках народных сюжетов, в сказках «Дикие лебеди» и «Райский сад» писатель последовательно раскрывает народные представления о праве на счастье.

о человеческом достоинстве и справедливости о необходимости труда и великой силе любви. Причем чрезвычайно важно, что, утверждая высокий этический идеал и осуждая отрицательные персонажи, Андерсен совершенно чужд морали-. зации, назойливой дидактичное™.

Чрезвычайно важно и интересно, что даже в произведениях, оканчивающихся гибелью героев, утверждается справедливое возмездие, ощущается торжество гуманных принципов писателя («Русалочка», «Райский сад», «Ромашка», «Стойкий оловянный солдатик»). Большое место в сборнике принадлежит сказкам, в которых ярко выражены элементы обличительного, сатирического характера. Писатель высмеивает никчемных королей, алчных богачей-стяжателей, злых ведьм, с которыми борются умные и ловкие бедняки.

В некоторых сказках Андерсен выступает против современного ему светского общества («Сундук-самолет», «Калоши счастья», «Оле-Лукойе» и др.). Писатель резко критикует мещанство («Свинопас», «Оле-Лукойе»), эта критика достигает наибольшего развития в произведениях 40-х годов.

Развитие художественного метода Андерсена идет в 30-х годах по двум линиям. С одной стороны, писатель ограничивает фантастику сказок, облекает волшебные фигуры и образы в прозаические одежды, как бы «приземляет» их. С другой стороны, он чрезвычайно расширяет традиционные рамки сказочного жанра, введя в свои произведения современные политические события, достижения науки и техники, реально-бытовой комментарий, животных, растения и вещи, которые начинают жить сказочной жизнью. Причем если в первом томе сборника «Сказки, рассказанные детям» Андерсен в основном идет по первому пути, то во втором томе преобладают элементы расширения сказки за счет создания нового, особого мира, который можно назвать «андерсеновским». Зто мир, связанный со стремлением писателя к лучшей действительности, в которой господствуют желательные для него этические законы.

Андерсен создает этот мир для того, чтобы провозгласить идеал своего положительного героя.

В оригинальных сказках положительными героями выступали не богачи, а их противники, носители человеческого достоинства («Дюймовочка» и др.). Эта тема особенно развита в сказках «Стойкий оловянный солдатик» и «Ромашка». Их герои — воплощение стойкости, постоянства и внутренней человеческой красоты.

На противоречии между естественными свойствами предметов, явлений и их «кажущимся» положением в обществе часто основан и юмор сказок. Именно отсюда, из двойственной природы «вещных» героев сказок Андерсена, из сочетания их необыкновенной человечности с естественными свойствами, и возникает чувство юмора и легкой иронии, которыми особенно ярко будет окрашено творчество датского сказочника в 40-х годах.

Новым для сказочного жанра явился живой и эмоциональный язык произведений Андерсена, близкий к разговорному, и своеобразное построение сюжета. Важную роль в сказках играет автор-рассказчик с его симпатиями и антипатиями, с характерной оценочной интонацией и определенностью суждения. В некоторых сказках автор и рассказчик сливаются воедино, отождествляются, что необходимо Андерсену для придания оттенка достоверности происходящему. Порою голос Андерсена-рассказчика вырывается из общего хора и он говорит от своего собственного имени. В сказках второй половины 30-х годов в роли рассказчика начинают выступать отдельные действующие лица, что было связано с изменением композиции сказок Андерсена. Писатель строил свои произведения в манере народной сказки и лишь в некоторые сказки: «Гречиха», «Сундук-самолет» и «Оле-Лукойе», вставил еще одну или несколько историй, рассказанных им самим, купеческим сыном или Оле. Андерсен видоизменил традиционный зачин народных сказок, переосмыслил его и создал новый, и это придало его произведениям характер большей достоверности, непринужденности. приближения к жизни.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Почему мне нравятся сказки Андерсена