Песня про царя Ивана Васильевича Лермонтова

Редкий ребенок не слышит с детства стихотворений «Казачья колыбельная песня «, «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива», баллады «Воздушный корабль» :и пр. Это знакомство с поэзией Лермонтова продолжается в начальной школе: в книгах для чтения младшие школьники встречают баллады (например, «Дары Терека «) и отрывки из стихотворений поэта.

Специфика поэзии проявляется в том, что в лирике человек раскрывается не в событиях и поступках, а в переживании; каждое стихотворение обычно ярко окрашено чувством, вызывающим

ответное переживание читателя; слово в стихе гораздо более емко и многозначно, чем в прозе, Эти, а также и другие особенности лирики требуют от учителя большого мастерства и такта при изучении поэзии в школе. Попытаемся установить некоторые моменты методики изучения лирических произведений.

Стихотворения общественно-политической тематики нуждаются в более развернутых комментариях; пейзажная и интимная лирика боятся излишества мелких вопросов.

Существенным моментом при изучении лирических стихотворений является внимание к слову. Показ ученикам выразительности, незаменимости найденного поэтом образа. эпитета,

сравнения, метафоры воспитывает у школьников интерес и внимание к слову, обогащает их речевую культуру. Вот почему необходима углубленная работа над поэтическим языком. Суровые слова Калашникова, обращенные к Алене Дмитревне,- не только проявление его оскорбленного чувства или ревности, но узаконенное и всеми принятое требование беспрекословного повиновения и уважения к главе семьи. Домостроевские обычаи отразились и в отношении братьев к купцу Калашникову: первенство старшего не подвергается никакому сомнению.

Третья часть «Песни» требует наиболее подробного разбора. Мастерство композиции, глубокое проникновение в характер героя. подлинно народный взгляд автора на явления жизни проявились здесь с особой силой. III глава динамична, сюжетна, легко пересказывается, поэтому анализ ее можно начать с выяснения основных событий, описанных в ней, и с составления плана. Затем работа продолжается по ходу текста.

Решимость Калашникова биться «до последней!». Рисуя смерть Кирибеевича, Лермонтов показывает правоту н справедливость мести Калашникова, стоящего «за правду». Кирибеевича постигло справедливое возмездие. Но нельзя не увидеть сочувствия автора удалому Кирибеевичу: молодой опричник «застонал слегка» и повалился на колодный снег, «будто сосенка». Может быть, здесь сказалось сожаление автора о гибели еще молодого, сильного человека. Может быть, отразился народный взгляд на побежденного врага (для русского народа характерно чувство гуманности к побежденному). Может быть, сочувствие рождается, потому что Кирибеевич погиб как воин, не молил о пощада, а принял заслуженную кару.

В признании Калашникова о том, что он убил Кирибеевича «вольной волею», сказывается его правдивость и прямота, высоко развитое в нем чувство чести: не желая позорить свое имя и жену, он отказывается рассказать о причине убийства опричника, предпочитая смерть бесчестию. В ответе царя на признание Степана Парамоновича проявляется та же сложность характера Ивана Грозного, которую ученики видели в I части: сочетание жестокости и душевной доброты, мстительности и щедрости. Возвращение к героям произойдет, но под другим углом зрения.

Каким вы представляете себе в изображении Лермонтова Ивана Грозного, Кирибеевича и купца Калашникова? Говоря о народном характере произведения, недостаточно на обобщающем уроке ограничиться перечислением художественных приемов, общих для «Песни» и устного народного творчества, это учащиеся уже делали при анализе глав. Теперь можно попытаться кратко показать, что народность проявляется в самом духе произведения, в образах героев характерно, что Иван IV у Лермонтова изображен так же, как в народных песнях, в оценке поступков действующих лиц, в прославлении мужества и осуждении своеволия, в мысли, что подвиг человека делает е-го бессмертным в памяти людей. Именно такой вывод часто встречается в русских народных сказках и былинах.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Песня про царя Ивана Васильевича Лермонтова