Периодизация творчества Шекспира
Вильям Шекспир (1564 — 1616) — центральная фигура английского Возрождения и мирового искусства в целом. Его отличает размах мысли, широта кругозора, энциклопедичность, диалектика жизненных потрясений, проникновенное чувство природы. Родился в городе Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца. Обучался он в местной школе, в 18 лет женился, перебрался в Лондон, где связал свою судьбу с театром. С 1597 г. работал в театре «Глобус» в качестве актера и драматурга. В 1612 г. Шекспир покинул Лондон и поселился в своем родном городе. Он отходит
I период (1590-1600) Оптимистический. Сонеты (/592-1598)Комедии и исторические хроники. «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шуму из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», «Ричард III», «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V». Трагедии «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». Вера в Возможность гармонии человека и мира. Вера в возможность развития ренессансной личности. Зло не носит глобального характера, оно победимо (Ромео и Джульетта: семьи помирились
II период (1601-1608). Трагедии. «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Макбет» (1605), «Король Лир» (1605) и др. Осознание Трагических противоречий человеческого бытия и их неразрешимость. Это результат углубления философских воззрений Ш. И развития Ренессанса вообще. Зло носит всеобъемлющий характер. Можно преодолеть его проявление, но не его само (что я сказала-то?). Самые умные, одаренные люди гибнут под натиском темных сил, типы и характеры эпохального значения.
III период. Романтический(1609-1612). Трагикомедии (пьесы с остро драматическим содержанием, но счастливым концом). Эстетика барокко. Трагизм преодолевается с помощью стоической морали. Сказочные мотивы. Персонажи-маски. Счастливые развязки — результат случая.
В «Буре» он не изображает типичные жизненные положения и борьбу страстей. Он уносит зрителя в воображаемый мир. На первый план выступают представители молодого поколения — добрые и чистые существа, охваченные взаимной любовью, не способные к злу и жестокости. Ее фабула послужила Шекспиру предлогом для синтетического изображения человечества, показанного в его главнейших типах, начиная от воплощения первобытной дикости в лице Калибана и кончая благородным мудрецом Просперо. Но все эти образы — как людей, так и духов, обрисованы несколько схематично, в манере, близкой к старинным моралите. Главная пронизывающая всю пьесу мысль — то, что надо смотреть на жизнь философски, с глубокой терпимостью и великим терпением, веря, что все должно окончиться хорошо. В финале пьесы Просперо, осуществив свои планы, расстается со своими чарами, отказавшись от власти над духами. В этом — высшее моральное торжество Просперо. Однако мотив этот имеет и более общее значение. Его следует связать с печальным предсказанием Просперо о том, что «пышные дворцы и башни… и самый шар земной когда-нибудь исчезнут», ибо «мы сами созданы из сновидений, эту нашу маленькую жизнь Сон окружает». В этом сказывается Ощущение ограниченности человеческого существа. Так к этой оптимистической по существу пьесе примешиваются скептические и пессимистические тона, но на этот раз носящие характер спокойной примиренности.