Переписка Ивана Грозного с Курбским

Один из самых известных и замечательных памятников 2-й половины 16 века — переписка князя Андрея Курбского с царем Иваном Грозным.

Князь Андрей Курбский — московский боярин и царский воевода бежал в апреле 1564 г. — из новоприсоединенного к Руси ливонского города Юрьева в соседний г. Вольмар — на территорию Польши.

Повод для бегства — известие о готовившейся над ним царской расправе. Некогда Курбский входил в круг самых близких царю людей — наряду с придворным священником Сильвестром и государственным казначеем Алексеем

Адашевым. Они составляли ядро «Избранной рады», кружка ближайших советников при молодом царе — 1550-е гг.

В начале 60-х гг. эти близкие сподвижники царя были подвергнуты опале.

Бежав в Польшу, Курбский обратился к царю с посланием, в котором обвинил его в несправедливых гонениях и казнях тех, кто верно служил ему. Эмигрант-обличитель.

Известно 3 послания Курбского царю и 2 ответа на них Ивана Грозного. Кроме посланий перу Андрея Курбского принадлежит текст «История о великом князе Московском» — своего рода жизнеописание Иоанна Грозного.

Политическая позиция — это главное, в чем расходятся

Курбский и царь.

1. Грозный. Главный пафос посланий Грозного — обоснование и утверждение своего неограниченного самодержавия. Самодержавная власть царя — от бога. Он — православный царь божиим изволением, рожден царем, это его — наследственное право. Доктрина боговенчанного царя уже прочно вошла в сознание эпохи, с ее позиций и защищает себя Иван Грозный.

Курбский. Князь Курбский в этой доктрине тоже не сомневается. Сакральность царской власти для князя несомненна, царская власть — богом поставленная, но Грозный дискредитировал ее, имея «совесть прокаженну». Византийская позиция — сакрален статус царя, но не человек.

Эту же мысль проводит и Грозный, оправдывая себя: естеством он человек, и грешен, как все остальные, но не впадает в гордыню и не мнит себя совершенным.

Курбский. Единодержавие царя обернулось лишь притеснениями. Дела царя шли хорошо, когда при нем была «избранная рада», достойнейшие советники, а не льстецы, которые сейчас окружают царя.

Грозный. Царь на то и поставлен, чтобы один властвовал, все остальные ему должны безусловно повиноваться. Между тем, по мнению Грозного, бояре захотели сами властвовать, а царя отстранить от власти. Второе послание начинает со своего пространного титула. который и должен показать единоначалие царя, его величие и могущество.

Курбский. В своих посланиях Курбский обвиняет царя за то, что «сильных во Израиле истребил» (то есть лучших мужей отечества), данных ему от бога для борьбы с врагами, святую кровь их неблагодарно и преступно пролил. (Т. е. казненные Грозным = святые мученики, а царь, утративший разум, изгнал верных ему православных слуг и взял в советники Антихриста).

Грозный. Бояре — изменники, мечтающие погубить царя. Отсюда — казни их оправданы. Отрицает какие-либо заслуги Курбского. В отличие от Курбского, который говорит кратко, не называя конкретных фактов, Грозный очень подробен именно в именах и фактах (нпр. перечисляет свои детские обиды — помнит все зло).

Оба — ревнители православия, оба аппелируют к Страшному суду, к высшему судии — Иисусу Христу, оба называют друг друга слугами дьявола.

Курбский. Патетика и риторика, торжественность и серьезность, лаконичность и сдержанность. Подчеркивает свою книжную ученость, не раз ссылается на западные умы, просвещенные в диалектике и философии. Снисходителен по отношению к просторечию Грозного.

Грозный. Простота, ирония, грубоватость запальчивого монолога. Многословие, простонародность, брань: «злобесный», «собака» — любимые ругательства.

Послания Грозного воссоздают образ царя, каким он должен быть:

Ради царства оправданы любые средства.

Царь добрый или злой, в зависимости от обстоятельств (с. 35).

Царь — единственный носитель истины и единственная гарантия справедливости.

Царь — защитник православия, насадитель православия (святитель народов). Человек к праведности может быть приведен насилием (ср. в 16 в. практику насильственных пострижений в монахи).

Идея государства доводится до абсурда. Государство — ценность, люди =- нет, государство утверждается в ущерб человеку (в конечном счете, оказывается, что государство — «это я», поскольку царь видит вокруг себя только одну измену).



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Переписка Ивана Грозного с Курбским