Отзыв «Отцы и дети» сочинение
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862 году и отражает глубокие социальны» противоречия того времени. Главный вопрос, который ставит писатель, — это вопрос о положительном герое, о типе общественного деятеля, в котором нуждается Россия. Все большую роль в социальной жизни того времени играли разночинцы-демократы, отрицающие все основы государства, люди дела. Таким показан в романе Базаров. Что же он отрицает?
Прежде всего, герой отвергает все авторитеты, принятые в царской России. Когда Павел Петрович Кирсанов
Базаров также отрицает роль аристократии в жизни современного общества. Он справедливо полагает, что аристократы свою роль уже сыграли, а теперь ни на какое полезное дело не способны. Такие представители высшего класса, как Павел Петрович, умеют следить за своей внешностью, живя даже в деревне. Но на большее они не способны.
Главный герой романа отрицает и то отношение к простому народу, которое проповедуют либералы: преклонение, восхищение патриархальностью и невежеством. Гордясь своим происхождением из народа («Мой дед землю пахал»), Базаров стоит за трезвое отношение к народу. Он считает, что у крестьян есть еще много предрассудков и таких черт, которые следует ненавидеть, чтобы бороться с ними.
Итак, Базаров отрицает все отжившее, тормозящее развитие России. Но нигилизм Базарова распространяется и на вечные ценности. Базаров отрицает красоту природы. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». С одной стороны, он утверждает деятельное, хозяйственное отношение к природе. Нов природе есть красота, а не только круговорот химических веществ, какдумает Базаров. Отрицает герой и искусство, считая, что — порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта». Любовь и все человеческие чувства Базаров также считает «гнилью» и «Романтизмом».
Основа мировоззрения Базарова — принцип пользы, причем сугубо материальной. Все, в чем не усматривается этой пользы — отрицается. За всеми сложными проявлениями человеческого сознания герой видит лишь физиологию и биологию. Ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, искусства, философии.
Порывая с «барчуками проклятыми», Базаров бросает вызов непреходящим жизненным ценностям, и тем самым ставит себя в трагическую ситуацию. Любовь к Одинцовой — трагическое возмездие заносчивому нигилисту: она раскалывает его душу на две половины. В нем живут и действуют два человека: один — страстно любящий, другой — отрицающий эту любовь. Тургенев пишет: «Он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Перед героем открылисьдве бездны: одна — загадка его собственной души, которая оказалась глубже, чем он предполагал, другая — загадка мира, который его окружает.
Итак, Тургенев показал, к каким последствиям может привести сила гнева, презрения и разрушения, если она примет нигилистические формы. Создание образа революционера-нигилиста можно считать творческим открытием писателя.
II вариант
И. С. Тургенев объясняет в известном письме Случевскому, что слово «нигилист» следует понимать как «революционер». Базаров — решительный противник существующего общественного порядка. На полемическое напоминание о необходимости «строить» Базаров отвечает достаточно определенно: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». Нужно целиком отвергнуть и полностью разрушить существующий порядок вещей. Без этого новое устройство жизни не только невозможно, его и представить себе нельзя, о нем и рассуждать не стоит.
Бросается в глаза равнодушие Базарова к вопросам государственного устройства, к борьбе вокруг проектов «крестьянской» реформы, к революционной пропаганде, к журнальной публицистике, — ко всему тому, вокруг чего концентрировались политические интересы и политическая жизнь русского общества в начале 1860-х годов. В равнодушии резкая специфичность позиции Базарова. Шестидесятников предполагаемая реформа не удовлетворяла, их возмущала ее половинчатость. Похоже на то, что Базаров вообще не придает никакого значения конкретным политическим и экономическим преобразованиям.
Легко заметить, что Базаров настаивает на неограниченной духовной свободе личности. «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои» — характернейшая из базаровских формул. «Нигилист» отвергает любые общие теории, системы, доктрины, явно не желая связывать себя даже теми из них, которые близки ему по духу. Он отрицает не просто те или иные верования и авторитеты, но авторитеты как таковые, веру вообще, т. е. принципиальную возможность веровать во что бы то ни было. И это не просто принцип, а неотъемлемое свойство базаровского мышления. Его ум противится любым заданным предпосылкам неличного порядка, любым окончательным решениям, всему, что может ограничить его критицизм. Он свободен даже по отношению к собственным идеям: ни одна из них не догматична.
«Современное состояние народа этого требует, — с важностью прибавил Аркадий,- мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма». По своему общему смыслу эта фраза не так уж существенно отличается от базаровского утверждения «мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», и тем не менее, она явно не нравится Базарову. Отталкивают, как видно, те категории, в которые оформляется мысль, — «требует», «должны», «не имеем права», «личный эгоизм». Напротив, фразой «мы ломаем, потому что мы сила» и рассуждениями о том, что сила никому не дает отчета, Базаров безоговорочно отбрасывает вопросы о долге перед людьми — будь то отдельные личности или целый народ — и о моральном праве на вмешательство в их жизнь. Даже вопрос о пользе разрушения старого мира в известной мере оставлен открытым: «Коли раздавят, туда и дорога».
Это демократизм, доходящий до крайности в своих уравнительных тенденциях. Разговаривая с Одинцовой, Базаров вообще отрицает всякие существенные различия между людьми — не только социальные, но и естественные. Но подобное уравнивание всех и вся парадоксально оборачивается презрением к людям, притом к самым разным — от аристократа Павла Петровича Кирсанова до забитых и нищих мужиков, любой из которых, по мнению Базарова, «заслуживает презрения». При этом за эталон принимается собственная личность: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например. » Достаточно уловить эту логику, и уже не вызовет удивления базаровское замечание о Ситникове, открывающее, что нигилист делит человечество на богов и олухов. В каком-то смысле он стремится начать историю «заново». Можно ли представить себе, к чему Эт° приведет? Базаров не дает никаких обещаний, не рисует Никаких перспектив. Он вообще не пытается связывать настоящее и будущее: в существующей общественной реальности он не видит ничего, кроме явной несостоятельности ныне действующих жизненных норм.
Вряд ли можно увидеть в Базарове воплощение общественного типа, представляющего то или иное конкретное течение. В рамки любого из таких течений Базаров явно не вписывается.