Отношение к природе и ко всему живому в рассказе Абрамова «О чем плачут лошади»

Гармоничная связь между природой и человеком — необходимое условие духовности, необходимое условие продолжения жизни на земле. В минуты разочарования и радости, в минуты печали и счастья человек возвращается к первоистокам. Посреди бескрайнего поля, под палящим солнцем и чистым небом он чувствует единение с природой.

Существует даже такой древний способ лечения — необходимо выйти в лес, обнять дерево и почувствовать, как жизненная энергия вливается в твои жилы, исцеляет и наполняет силой. Очевидно, дети легче воспринимают такие

простые истины. Очевидно, когда-то на заре своего существования, в период «детства», человечеству были не чужды гармония и единение с природой. Но что произошло в эпоху коренных преобразований, в эпоху научной и технической революции, эпоху повсеместной урбанизации?

Почему дети забыли о своей матери, почему из года в год только разрушают, истребляют то, что создала мудрая природа, — и при этом удивляются, почему на них обрушиваются то изнуряющая жара, то невыносимый мороз, смерчи, ураганы, бури, тайфуны. За что мстит природа? О чем плачут лошади?

Такой же вопрос возникает и у героя рассказа Ф. Абрамова «О

чем плачут лошади». Очутившись на лугу, среди буйства природы, в «мире пахучих трав, стрекоз и бабочек», он словно вновь попал в далекое детство. Наибольшую радость вызывали лошади: их можно было покормить, дружелюбно похлопать по спине, подбодрить ласковым словом.

Мир лошадей радовал и удивлял, но, как это ни странно, вызывал чувство непонятной вины. Нелегко жилось лошадям: вечно пьяный конюх Миколка почти не заботился о них: лошади «томились, умирали от жажды», их донимали тучи комаров и мошкары.

Любимица Рыжуха (время повлияло даже на лошадиные имена — нынче появились Идеи, Победы, Ударники, Звезды), некрупная, неказистая лошаденка, была вынослива и неприхотлива. Она такая же, как и все, но по странному стечению обстоятельств «сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости». Сегодня Рыжуха, как никогда, была печальна, стояла неподвижно, окаменело, «решительно ничем не отличалась от остальных ко был и коней».

Может быть, наивно выспрашивать у лошади о причинах ее печали. Но тут, как в сказке, лошадь заговорила. Она поведала о том, что недавно среди лошадей был спор о лошадиной жизни.

Рыжуха познакомилась со старой кобылой, а та, когда совеем становилось невмоготу, подбадривала себя старинными песнями. Из этих песен Рыжуха узнала, что были времена, когда «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Но остальные лошади не верили, что когда-то могли быть такие счастливые времена. Единственный вопрос, который мучил неунывающую Рыжуху, мог опечалить кого угодно: » Вы, сильные и независимые люди, скажите, были ли времена, когда лошадям жилось хорошо? «

Противоречивые чувства овладевают героем, а вопрошающий взгляд Рыжухи для него — настоящая пытка. Что ответить лошади? Действительно, были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра». После работы лошадь встречали благодарными и ласковыми словами, «с любовью распрягали, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили».

Для крестьянина лошадь была настоящим сокровищем — главной опорой и надеждой всей жизни.

Трагическая история произошла с конем Карьком, который был опорой всей семьи героя рассказа еще до войны. По словам конюха-старика, Карько «на лесном фронте богу душу отдал «. Действительно, свой жизненный путь конь закончил в День Победы. Надо было как-то отметить, отпраздновать такой день, вот и пожертвовали самой старой доходягой: «Когда Карько притащился из лесу со своим очередным возом, на него сверху, со штабеля, обрушили тяжеленные бревна. » Даже после смерти животное сослужило добрую службу человеку, только заслужил ли конь за свою многолетнюю непосильную работу такое «вознаграждение» от человека? Герой рассказа молчит, ему нечего ответить.

Почему же он не желает развеять лошадиные сомнения, избегает смотреть в глаза Рыжухе?

Ответ прост: герой, так же как и все остальные люди, «совершил что-то непоправимое, страшное. обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже. с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до-сих пор. В погоне за своим благополучием, в полной уверенности в своей силе, всемогуществе и безнаказанности человечество идет, сокрушая то бесценное, что создано природой. А вот расплата будет жестокой, если не опомниться, не вернуть той первозданной гармонии во взаимоотношениях человека с природой, иначе никогда, никогда уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

Для чего нужна литература? Какие цели ставят перед собой авторы, создавая свои произведения? Ответ прост и очевиден — писатели стремятся пробудить в душах читателей человеческие чувства, любовь к прекрасному, умение ценить настоящие жизненные ценности.

Именно таким целям служит и рассказ Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади», в котором с первых строк ощущается трепетная любовь писателя к родной природе, ко всему безмерному миру «пахучих трав, стрекоз и бабочек».

Повествуя о радужном прошлом лошадей, автор заставляет нас проникнуться глубокой искренней любовью к этим прекрасным животным, наполняющим красотой и жизнью весь окружающий мир. В прежние времена, когда-то очень давно, лошади ценились и почитались почти как священные существа. Люди заботливо ухаживали за ними, холили их, отдавали самый лакомый кусочек, «водили на водопой, скребли, чистили». С ними нелепо разговаривали, их благодарили за труд, восхищались их красотой.

И, чувствуя такую любовь и заботу, лошади с удовольствием платили людям той же добротой. Трудности работы не пугали их, наоборот, они с радостью трудились — и это была справедливая благодарность человеку за чуткое отношение.

Но вдруг на смену радостным картинам прошлого приходит горькое сознание печального и несправедливого положения, в котором лошади оказались в настоящее время.

Душные, грязные конюшни, где, невыносимо страдая от жажды и надоедливых насекомых, день за днем томятся бедные животные. Они отработали тяжелую «смену», и люди забыли о них — ни капли спасительной влаги, ни крошки душистого хлеба (что уж говорить о сказочных лакомствах, которыми угощали их раньше!). «С невыли-иялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре» принимают они свою судьбу. Отчаяние и боль, глубокое сострадание к животным звучат в словах автора.

Терпеливые лсивотные согласны сносить голод и жару, безропотно терпеть удары кнута и издевательства — лишь бы только знать, что прекрасные времена, когда их ценили и уважали, не прошли безвозвратно. Лишь бы только верить, что такие времена наступят снова.

В рассказе Ф. А. Абрамова звучит искренняя любовь к природе, сочувствие ко всему живому, к окрулсающему миру. В нем отражено глубокое уважение к труду — пусть даже такому тяжелому, как труд лошадей. Главное, чтобы его замечали и ценили по достоинству.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Отношение к природе и ко всему живому в рассказе Абрамова «О чем плачут лошади»