Особенности сочинения рассуждения
И первым делом стоит сказать про вступление, которым должно начинаться сочинение-рассуждение. Примеры существуют, их немало. Но для начала стоит дать обобщенную характеристику. Цель вступления — подготовить читателя к восприятию дальнейшего текста. Первым делом нужно отметить вниманием актуальность данной темы и задать несколько вопросов. Это может выглядеть так: «Является ли сейчас актуальной проблема отцов и детей? Однозначно можно ответить утвердительно. Время идет, одно поколение приходит на смену другому. И в этом заключается
Виды рассуждений
Итак, выше было показано, как должно начинаться сочинение-рассуждение. Примеры также можно было увидеть. А теперь — о том, какие есть виды рассуждений. Первое — доказательство.
Рассуждение-объяснение — здесь задача заключается в том, чтобы пояснить читателю суть и содержание текста. Нужды доказывать его нет. Все, что нужно использовать в процессе написания — слова-организаторы и фразы, резюмирующие высказывание. «Поэтому», «таким образом», «выходит, что», «это — следствие того, что…» — и в таком духе. В общем, те слова и выражения, при помощи которых обычно и формируются выводы.
И, наконец, рассуждение-размышление. Оно строится по схеме: объяснение-доказательство. В нем приводятся различного рода примеры, указываются причинно-следственные связи. Можно писать как от первого лица, так и в публицистическом стиле — безлично. Первый вариант: «Я думаю, я считаю, на мой взгляд, я полагаю…» и т. д. Второй: «Можно с уверенностью заявить, следует разобраться, вполне вероятно…» и т. д.
Что стоит дальше рассказать про особенности такой работы, как сочинение-рассуждение? Примеры разных их видов были приведены выше, но теперь — о схеме построения изречений. Любое рассуждение строится по такому принципу: подведение к вопросу — утверждение (тезис) — его доказательство — вывод.
На деле все выглядит проще. Подведение к вопросу — то же вступление, тема. Тезис — утверждение, которое автор делает по ходу текста. Его он впоследствии и доказывает. А вывод — в конце. Хотя нередко и по тексту он встречается. Зависит от того, как пишет автор.
Итак, выше было сказано, что вывод может быть не только в конце текста. Что имеется в виду? Для того чтобы понять это, можно привести примеры сочинений-рассуждений ГИА 2014. Итак, вот как это выглядит: «Современные технологии развиваются. А значит, наша жизнь становится проще. Все люди сейчас пользуются техникой и осваивают различные «новинки». Но вот если взрослые приспособлены к обычной, не обустроенной различными новыми современными вещами жизни, то дети и подростки — нет. Почему? Они родились в 21 веке. С детства они в Интернете, в телефонах, ноутбуках, мультиварках и микроволновках. Если вдруг отключится интернет, а им нужно делать уроки и искать определения, решения, то мало кто додумается поискать в доме старый толковый словарь. Да и вообще, зачем делать уроки, когда любое решение можно найти в Сети? В общем, казалось бы, современные технологии упростили жизнь, но на деле польза есть от этого не всегда».
Вот, в принципе, наглядный пример того, как по тексту может встречаться несколько доказательств и выводов.
Это то, без чего не обойдется ни одно сочинение-рассуждение. Примеры ГИА могут стать тому неплохим доказательством. И это понятно — ведь в любом эссе нужно делать утверждения и высказывания. Но слово — не пустой звук, и его надо доказывать. А чем? Аргументами! Доводами, объяснениями, обоснованиями — все это необходимо указывать в качестве поддержки текста. Чтобы аргумент хорошо «вписался» в текст, рекомендуется каждую фразу, в которую планируется вставить объяснение, начинать так: «Доказательством тому является». Или можно использовать другую фразу: «Это доказывает то, что…». В общем, ничего сложного.
Заключение
Выше было рассказано о том, что представляет собой сочинение-рассуждение. Как писать — пример тоже есть. Теперь осталось последнее. Рассказать про то, как необходимо составлять концовку.
У многих возникают с этим проблемы. По сути, заключительная часть — это то, что ставит точку всему вышесказанному. Соответственно, нужно как можно более емко и логично закончить сочинение-рассуждение. Примеры ЕГЭ являются наглядной рекомендацией. Например, эссе про родной дом можно завершить так: «Родительский дом — это место, которое всегда встретит нас особенным уютом и теплом. Тут все знакомо, здесь все — родное. Именно в этом месте каждый из нас проводит свои беззаботные детские годы. И у всех людей, попадающих обратно в родительский дом, возникают приятные воспоминания. В такие моменты каждый может вновь почувствовать себя ребенком».
Вот, в принципе, как можно завершить сочинение-рассуждение. Как писать — пример есть, а чтобы придумать что-то на иную тематику, можно просто руководствоваться структурой и обращать внимание на стиль. Следует помнить: если нет ощущения незавершенности текста — значит, заключение написано правильно.