Особенности психологизма в романе Достоевского «Преступление и наказание»
С поразительной силой психологического анализа рисует Достоевский картину душевного состояния Раскольникова после убийства, прослеживая шаг за шагом тот процесс, который, в конце концов, заставил убийцу отдаться в руки правосудия.
Чувствуя непреодолимую потребность с кем-нибудь поделиться своей ужасной тайной и тем снять хоть часть давившей его душу тяжести, Раскольников идет к Соне, девушке «падшей» с точки зрения обыденной морали, продающей себя, чтобы спасти от голодной смерти родных. В страстной, исступленной исповеди Раскольников,
Узнав ужасную правду, чистая сердцем Соня старается убедить Раскольникова, что он согрешил против своей нравственной природы, что ему надо искупить этот грех, «страдание принять и искупить себя им».
Раскольников следует совету Сони, но исполняет его под влиянием царящего в его душе хаоса, а не потому, что разделяет взгляды Сони. Во время следствия, суда, отправления на каторгу он продолжает думать, что он, Раскольников, вошь и дрожащая тварь, не имеющая смелости переступить, стать выше добра и зла, а должны быть такие, которые смеют и
Лишь на каторге Раскольников нравственно возрождается, приняв в свое сердце любовь ко всем людям на основе христианского понимания добра. Постепенный ход нравственного возрождения Раскольникова не показан Достоевским, и оно остается в тени, бледнеет перед изображением мятежной попытки Раскольникова «переступить» нравственный закон во имя идеала гордой, властной, на все дерзающей человеческой личности.