Особенности лирики Тургенева



Роман Тургенева, пронизанный единством мысли и настроения, был столь четко и экономно скомпонован, что сам автор нередко свои романы склонен был определять как повести; повесть Тургенева, по значительности поставленных в ней проблем граничившая с романом, по объему нередко походила на рассказ; рассказы его по благородной сухости повествования приближались к очерку, а по поэтической тонкости и одухотворенности – к стихотворению в прозе, жанру, закономерно занявшему важное место в творчестве писателя.

Стихотворение в прозе Тургенева

– миниатюрный рассказ, насыщенный лирической эмоцией и по своей изящной, гармоничной организации и по “ударной” силе образов переходящий в область поэзии. Произведения повествовательных жанров Тургенева складываются из глав и эпизодов, носящих законченный и как бы самостоятельный характер.

Внутри его романов можно выделить эпизоды, подобные повести (например, романтическая повесть роковой любви Павла Петровича Кирсанова, отличная по своему стилю от остального повествования романа “Отцы и дети”), внутри повестей – “обнаружить” стихотворения в прозе.

Нередко такие образования составляют

композиционное ядро произведения. В повести “Степной король Лир” первоначально важную структурно-композиционную роль должно было играть сопоставление двух эпизодов: встречи летом в поле со счастливой красавицей Евлампией Харловой и встречи с нею же в голой зимней степи, когда она, пережившая тяжелые удары, в порыве раскаяния и самоосуждения тайно покидает родные места, чтобы навсегда удалиться в сектантский скит.

Каждый из этих эпизодов был разработан как законченная гармоничная картина, стихотворение в прозе. Впоследствии писатель изменил композицию произведения и изъял из повести тщательно разработанное описание “ухода” Евлампии.

Как ряд стихотворений в прозе, нанизанных на стержень сюжетного повествования, могут восприниматься описания природы в повести “Ася”, а некоторые из них, как например эпизод пешего путешествия героя по горам и встречи его с крестьянской девочкой, по своей законченности представляются подобием органически включенного в повесть маленького рассказа.

Не частные эпизоды, а общая композиция произведения была решающим, доминирующим началом, однако завершенность, замкнутость отдельных элементов повествования отражала существенную особенность творчества Тургенева.

Ощущение содержательности отдельного случая, мгновения, составляющего звено в цепи событий, и высокий “авторитет” каждой фразы, передающей жизненную ситуацию, каждого слова, воплощающего ее суть, придавали самостоятельность отдельным эпизодам произведений Тургенева.

Этический смысл произведения и поэтическое его существо многократно преломлялось в его гранях, и у писателя всегда был соблазн выделить этот поэтический субстрат и найти ему лаконичноесловесное выражение. Некоторые известные стихотворения в прозе Тургенева представляют собою вариацию ключевых до своему лирическому содержанию эпизодов его повестей и романов.

Так, стихотворение в прозе “Деревня” во многом близко к XX главе “Дворянского гнезда”, передающей настроения Лаврецкого, который, вернувшись в родные края, ощутил, что “никогда не было в нем так глубоко и сильно чувство родины” (один из главных мотивов романа); стихотворение в прозе “Без гнезда” воссоздает лирические темы повести “Дневник лишнего человека” и XXVII главы романа “Накануне”. “Порог” и “Чернорабочий и белоручка” связаны с романом “Новь”.

Зависимость лирической проблематики стихотворений в прозе от эпизодов романов, повестей, рассказов является лишь частным случаем существовавшей наряду с другими, подчас противоположно направленными, тенденциями творчества Тургенева его склонности к “конденсации” лирического содержания в образе и слове, к упрощению, усиливающему его выражение.

В творчестве Тургенева можно усмотреть своеобразные ряды воплощения лирических тем, в которых на одном краю окажется роман, на другом же – фраза записей Тургенева (впервые опубликованных в т. 10 Полного собрания сочинений Тургенева в 28-ми т.) или даже отдельное слово, овеянное лиризмом.

Приведем примеры таких рядов все более “сжимающегося” выражения лирической темы в творчестве Тургенева, оговорившись, что тенденция эта не выражалась в эволюции творчества писателя и мысленные ряды, о которых идет речь, не носят хронологического характера.

1) Романы “Накануне” и “Новь”, рассказ “Странная история”, стихотворения в прозе “Порог”, “Памяти Ю. П. Вревской” и. отдельное слово, которым писатель озаглавил романы, придав одному из них тревожное, волнующее звучание (“Накануне”), другому – бодрое, обнадеживающее и дополняющее его трагическое содержание нотой веры в будущее (“Новь”).

2) Роман “Дым”, повесть “Вешние воды”, рассказ “Довольно”, стихотворение в прозе “Как хороши, как свежи были розы”, запись-изречение “Старому человеку дороги одни старые воспоминания” и само название “Дым”, в одном слове-метафоре выразившее трагическое разочарование в смысле бытия и ощущение безвозвратно, как дым, уходящей жизни.

3) Повести “Постоялый двор” и “Муму”, рассказы из “Записок охотника”, стихотворения в прозе “Щи”, “Маша”, записи: “Барин сечет встречного мужика за то, что любит табак, а табаку и не имеет” или “А. Меня пропивают! – Кто? А. Жених с отцом!”.

Любопытно отметить, что, охотно вводя произведения “малых форм” в художественную ткань более крупных своих сочинений (стихотворения введены в “Дворянское гнездо”, “Новь”, стихотворения в прозе – в повесть “Первая любовь”), Тургенев в стихотворения в прозе также вкрапливал в качестве более лаконичного жанра поэтические цитаты, которые, превращаясь в своеобразныйлейтмотив в составе данного произведения, приобретали в его контексте новое поэтическое звучание. Например: “Как хороши, как свежи были розы”, “О, моя молодость! О моя свежесть!”.

Более того, в творчестве Тургенева имело место и “обыгрывание” в качестве “первичного образа” единичного слова, которое подвергалось своеобразному поэтическому комментированию, выявлявшему его лирическое содержание, подобно тому как в стихотворениях в прозе подчас поэтически “комментировалась” фраза-цитата. Таким словом является, например, “довольно” в одноименном лирико-философском рассказе Тургенева.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Особенности лирики Тургенева