Основной литературный принцип Пушкина



Пропагандируя в прозе “прелесть нагой простоты”, Пушкин хотел бы и поэзию освободить “от условных украшений”, “приблизить поэтический слог к благородной простоте” “В зрелой словесности приходит время:”. Поэт-реалист ведет систематическую борьбу против украшенного, метафорического, перифрастического стиля сентименталистов и романтиков. Но это не значит, будто Пушкин отказывается от метафор или перифраз, от эпитетов или сравнений. Эти и все другие средства поэтической изобразительности и выразительности, накопленные

художественным языком в процессе развития тех же стилистических явлений, которые свойственны общенародному языку и богатейшей стилистике устного народного творчества, Пушкин в необходимой мере применяет в своих произведениях, особенно стихотворных. Но, во-первых, Пушкин разумно ограничивает количество слов и выражений, имеющих переносное значение или дополняющих простое обозначение предмета. Во-вторых, эти слова и выражения приобретают у Пушкина иной, чем у его предшественников, характер и не противоречат принципам реализма.

Процесс развития художественного языка, приведший к утверждению реалистической системы стилей в творчестве Пушкина, обнаружил свою закономерность и в других явлениях русской литературы: в баснях И. А. Крылова, в “Горе от ума” А. С. Грибоедова.

Принцип реалистического соответствия стиля изображаемому предмету и выражаемому идейно-эмоциональному содержанию приводит Пушкина и к новому принципу дифференциации, разграничения стилей. Достаточно сопоставить “Евгения Онегина” первая глава, “Бориса Годунова” и “Графа Нулина”, чтобы стало ясно, что Пушкин создает не какой-то единый реалистический стиль, а совокупность или систему реалистических стилей, варьирующихся в зависимости от содержания и жанра произведения. Пушкин утверждает многообразие стилей, но требует для каждого из них внутреннего единства и мотивированности всей сложностью выражаемого в слове содержания. Блестящей иллюстрацией здесь могут служить его “маленькие трагедии”, каждая из которых глубоко закономерна в своем особом стиле. Различие стилистических систем иногда присуще и языку одного произведения. Таковы, например, два стиля “Медного всадника” – поэмы о “кумире на бронзовом коне” и повести о бедном чиновнике Евгении. Сложное сочетание языковых стилей представляет собой “Капитанская дочка” письма героев, официальные бумаги и т. д., объединенное, впрочем, единством стиля “записок” Гринева.

Огромное значение для утверждения реализма в русской литературе имела деятельность В. Г. Белинского. В 40-х годах великий критик создает теорию реализма, которая положила начало русской реалистической эстетике. Но к этой теории Белинский пришел трудным путем, отразившим его увлечения и ошибки периода “примирения с действительностью”.

Создавая стиль реализма как нового художественного метода, Пушкин открывал широкие перспективы для развития стилей различных реалистических течений русской литературы например, стиль “гоголевского” течения, а также для многообразия индивидуальных стилей стиль Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова и многих других.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Основной литературный принцип Пушкина