Основной конфликт в романах Фадеева

В литературу Фадеев пришел не случайно. Он был человеком одаренным. И заявило о себе его дарование в первой же повести «Разлив». Хотя через десять лет, вспоминая о своих первых шагах в литературе, Фадеев дал «Разливу» беспощадно суровую оценку: «Несерьезное и неряшливое произведение… Материал повести остался сырым и необработанным…» Повесть и в самом деле мастерством исполнения не отличалась. Но больше всего удручало ее автора то, что собственные его впечатления и эмоции вышли из-под контроля разума, не подчинились строгому

идейному замыслу. В этом же году выходит еще одно произведение о гражданской войне — рассказ «Против течения». Сюжет построен на конфликте между массой и способными противостоять ей большевистскими руководителями, между «выросшей в черноземных падях партизанской стихией и выплавленной в жарких вагранках, окрепшей на железнодорожных путях разумной классовой волей».

Широкую известность Фадееву принес роман «Разгром» (1927) о партизанской войне на Дальнем Востоке ( «Разгром»). В 1926 году писатель был откомандирован с партийной работы на литературную и переехал в Москву. В 1926-1932 гг. был одним

из руководителей РАПП; с 1934 года — зам. председателя Союза писателей, член правления и президиума СП СССР; в 1939-1944 годах — секретарь СП; в 1946-1954 — генеральный секретарь и председатель правления СП СССР; в 1954-1956 — секретарь правления. Был редактором ряда газет и журналов.

Гражданской войне был посвящен еще один роман Фадеева — «Последний из удэге» (1929-40). Из 6 задуманных частей романа писатель успел завершить 4. Три года Фадеев писал свою эпопею и двадцать раз перекраивал, переписывал, так и не доведя эту работу до конца. В годы Великой Отечественной войны Фадеев пишет ряд очерков, статей о героической борьбе советского народа, создает книгу «Ленинград в дни блокады» (1944) и «Молодую гвардию» (1945). В августе 1943 года писателю предложили написать книгу о краснодонском молодежном подполье, материалы о котором были только что доставлены в Москву специальной комиссией. После знакомства с этими документами потрясенный писатель в течение месяца находился в Краснодоне, беседуя с участниками и очевидцами событий. Писать роман помогало Фадееву то, что в деятельности молодогвардейцев было очень много общего с его собственной подпольной деятельностью в 1918-1919 годах.

При всем богатстве предоставленного Фадееву материала в нем было много белых пятен. Используя право писателя на художественный вымысел, автор нашел не просто правдоподобные, а глубоко правдивые, подсказанные всем опытом первых лет войны ответы на вопросы, которые оставались для него открытыми. До печатного варианта «Молодой гвардии» все это либо не дошло вовсе, либо дошло в сильно смягченном и отретушированном виде.

Но и того, что прорвалось в роман, оказалось достаточно, чтобы через два года после выхода его в свет партийная печать подвергла его разгромной критике. Успех романа был несомненным. Образ поколения молодогвардейцев — светлых, чистых, жадных к знаниям, беззаветно преданных родине — ‘полюбился читателям. В известной фадеевской характеристике этого поколения («… самые, казалось бы, несоединимые черты — мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм…») нет ни одной фальшивой ноты. И главное достоинство романа состояло в том, что он открыл это уникальное поколение и для современников, и для будущего читателя. После критики Фадееву было рекомендовано переработать роман.

Переработка «Молодой гвардии» — это целая трагическая эпопея, которая длилась с перерывами три года. В итоге этого Фадеев в известной степени восстановил историческую справедливость: ввел в действие партийное подполье, которое, как выяснилось, действительно существовало в Краснодоне и блестяще выполнило свою главную задачу — не позволило оккупантам восстановить шахты.

Но одновременно убрал из романа остатки горькой правды о войне: исключил сцены паники, снял критику руководителей, утративших связь с народом, возмущение простого люда некоторыми действиями властей, раздумья о ничем не оправданных потерях. В новой редакции многое потерялось и в самом главном — в образе молодогвардейского поколения. Он потускнел, утратил немалую долю своего романтического обаяния. Недаром еще в ходе переделки романа Фадеев писал в одном из писем: «Я все еще перерабатываю молодую гвардию в старую».

Последний роман Фадеева «Черная металлургия», посвященный современности, остался незавершенным. Этот роман был последней надеждой Фадеева реабилитировать себя хотя бы в собственных, а по возможности и в читательских глазах. Когда рухнула и эта надежда, прозвучал выстрел в подмосковном поселке Переделкино, на втором этаже одной из писательских дач. Писательская судьба Фадеева трагична. Художественное наследие исчерпывается двумя законченными романами. Но оба они оставили в истории литературы заметный след.

И «Разгром», и «Молодая гвардия» (в первой ее редакции) сохранили для читателя такие черты своего времени, такие штрихи событий и человеческих характеров, каких нет в произведениях других, быть может и более талантливых авторов.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Основной конфликт в романах Фадеева