Осмеянный пророк о поэте и поэзии
Наверное, для многих людей проникновение в мир поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым. Вот уже несколько лет они соперничают в моей душе, а долгое время я не знала, кому отдать предпочтение. То на долгие недели пленял меня беспечно-ироничный автор «Евгения Онегина», то вдруг я попадала в плен к неистово-мрачному создателю «Демона». Чтение Пушкина для меня всегда отдых, развлечение.
Погружение в Лермонтова, наоборот, — напряженная работа сердца и мысли. Пушкин ясен, как солнце, Лермонтов
В 1832 году Михаилу Лермонтову было всего 18 лет. Еще большей неожиданностью было для меня увидеть, что в полном собрании сочинений этому стихотворению предшествует не один десяток произведений. В 16 лет Лермонтов написал «Одиночество», а «Жалобы турка» были написаны в 14 лет!
Невольная зависть к ровеснику шевельнулась в моей душе. Ничего похожего не происходило со мной, когда я читала лицейскую лирику Пушкина. У «солнца
Мне посоветовали обратиться к книге Даниила Андреева «Роза мира», где есть глава, посвященная творчеству Лермонтова. Книга великого человека о гении русской литературы помогла найти ответы на волновавшие меня вопросы. Даниил Андреев убежден, что Михаил Юрьевич Лермонтов был вестником, которому свыше была назначена удивительная миссия. По мысли Андреева, многие русские писатели и поэты, в том числе Пушкин и Гоголь, должны были донести до людей высшие истины, открывшиеся им в иных мирах.
Андреев подробно анализирует, в чем состояла миссия Пушкина, но разговор о Лермонтове начинает словами: «Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры». Попробуем найти подтверждение мыслям Даниила Андреева в стихах М. Ю. Лермонтова. В 1832 году в возрасте 18 лет поэт пишет:
Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.
Удивительно, что в этих стихах слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли произведения, рифмуются. «Другой» перекликается с «душой», а слово «душа» сопровождается эпитетом «русская». Становится понятным, что Лермонтов — «иной избранник» именно потому, что рожден в России. «Русская душа» — это душа «гонимого миром странника». Рифма «странник — избранник» подчеркивает важность для поэта именно такого смысла. Итак, Лермонтов сам находит себе имя. Он «гонимый миром» избранный «странник. с русскою душой».
Так говорит о нем Д. Андреев. Откуда и куда лежит путь этого странника? Почему он «гонимый миром»? И чем же в конце концов отличается от души Байрона?
Ответы на эти вопросы мы снова найдем в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вот стихотворение «Ангел». Читаешь первый раз и конечно же воспринимаешь его как искусную балладу, дивную, чарующую фантазию. Однако для Даниила Андреева «Ангел, несший его [Лермонтова] душу на землю и певший ту песнь, которой потом «заменить не могли ей скучные песни земли», есть не литературный прием. а факт».
Перечитываешь стихотворение и вдруг понимаешь, что, если принять точку зрения Андреева, ответы на поставленные выше вопросы приходят сами собой. Они перед глазами!