Омар Хайям поэзия и философия
Философия занимает в нашей жизни достаточно важное место. Наследие великих философов в определенные этапы жизни помогает переосмыслить ценности, разобраться в конфликтных ситуациях, найти выход из них и жить дальше.
Философов в нашей истории очень много. А что вы знаете о великом Омаре Хайяме?
Выдающийся персидско-таджикский поэт и философ Омар Хайям (полное имя Гиясаддин Абу-ль-Фахт Ибрахим Омар Хайям) в середине века был больше известен как ученый, математик и астроном, автор многочисленных математических и философских работ. Персы
О жизни Омара Хайяма известно очень немного. Полагают, что он родился в городе Нишапуре (Иран) около 1048 года. Скончался Хайям после 1122 года. Большую часть жизни он провел в таких городах как Балх, Самарканд, Исфахан.
Первая половина жизни Омара Хайяма (до 1092 года) протекала в сравнительно спокойной обстановке огромного Сельжукского государства. Известно, что по поручению султана Омар Хайям провел реформу солнечного календаря, но, к сожалению,
Писать стихи (рубаи) он начал после тридцати лет уже, будучи сложившимся ученым. Всемирную славу Хайяму принес перевод его четверостиший на английский язык поэтом Э. Фитцджеральдом. Широко известная поэма под названием «Рубайят Омар Хайяма» выдержала в XIX веке двадцать пять изданий. С тех пор число переизданий этого произведения растет с неимоверной быстротой.
Поэзия Омар Хайяма — целый мир человеческих переживаний, переплетающихся в многообразной и остроумной гамме поэтических метафор, олицетворений и сентенций. На творчестве Омара Хайяма лежит печать его века, противоречивого и сложного.
Для Хайяма характерен свободный полет мысли, резкое недовольство миром, желание улучшить его. Его поэзия по своей сути очень лирична, но вместе с тем в ней чувствуется большая напряженность, несогласие с существующими порядками, протест против насилия, несправедливости, подавления личности, бунт против запретов ислама.
Хайяму присущи свои особые изобразительные средства, свое особое построение фразы. Особое место в его понимании занимает глина — всеобщая материя, из которой все возникает и в которую все превращается. Он подчеркивает равенство всех людей — независимо от социального положения все становятся прахом.
Лирика Хайяма проста той величественной простотой, которая свойственна большим мастерам.
От поэзии Хайяма веет и духом гордого одиночества и жизнерадостным восприятием жизни.