Образы хозяев жизни в пьесе Горького «На дне»
Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году, в канун первой русской революции. Писатель не зря выбрал для такого разнопланового произведения жанр пьесы: он понимал особую роль драматургии в общественной жизни того времени. Горький видел в театре своеобразную трибуну, с которой голос автора многократно усиливался актерской игрой и режиссерской постановкой.
Что же хотел писатель показать зрителям со сцены Художественного театра? Какие насущные проблемы были подняты в его социальной драме «На дне»? Эту пьесу по праву можно
В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован » подвал, похожий на пещеру». В нем живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист
Итак, «хозяева жизни» в произведении представлены содержателем ночлежки Костылевым, лицемерным, трусливым, отвратительным старикашкой, выжимающим прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. У него есть жена Василиса, жестокая, жадная хищница, которая ради достижения своей цели не остановится ни перед чем.
Костылев, хозяин ночлежки, появляется в пьесе в первом акте. С первой же фразы мы чувствуем неприязнь к этому человеку. Старик входит в подвал в тот момент, когда Актер пытается вывести умирающую Анну в сени подышать свежим воздухом. Увидев их, Костылев заявляет: «Ах, и хороша парочка, баран да ярочка». Эта фраза говорит о том, что в этом человеке нет ни капли сочувствия. Несколько позже хозяин ночлежки обещает Клещу добавить еще «полтинничек» к его основной плате. На это Клещ отвечает ему: «Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь… «
Для того, чтобы во всей полноте раскрыть внутреннюю суть Костылева, Горький дает ему возможность рассуждать о доброте. Какая сатира. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ» — этими словами автор раскрывает нам духовную опустошенность данного героя, который буквально давит нечеловеческими условиями своих жителей. О них сам Костылев говорит: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая… «. Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого «хозяина жизни». Практически в каждом из подвальных «босяков» можно найти какие-либо хорошие качества. Возможно эти качества извратились из-за бесчеловечного образа жизни, но они не исчезли в них полностью. В Костылеве же мы не можем найти ни одной положительной черты.
Также важен для раскрытия темы «хозяев жизни» и образ жены Костылева Василисы. Она лишена элементарных представлений о человеческой морали. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, эта женщина показала свою жизненную позицию. Она «умная баба», умеет приспосабливаться к любой обстановке.
Для наиболее полного раскрытия этого образа Горький вводит в сюжет еще одну любовную линию: отношения Василисы с вором Васькой Пеплом. Но что это? Настоящие чувства, эмоции или снова холодный расчет, поиск постоянной выгоды? Скорее, второе. Конечно, при старом муже иметь молодого любовника хорошо, а если еще от любовника есть и другая, денежная выгода… Василиса знает, что Васька зависит от нее, понимает, что может сдать его полицейским в любой момент, и заставляет его воровать. Как долго это длилось — неизвестно. Горький начинает повествование с момента, когда Пепел решил взбунтоваться: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне… » Выясняется, что Васька Пепел любит младшую сестру Василисы. А хозяйку ночлежки любить невозможно, потому что это «красиво сложенное чудовище». За привлекательной внешностью скрыта ее страшная, уродливая сущность. Сам Пепел говорит о Василисе очень точно: «души в тебе нет, баба… В женщине — душа должна быть… Мы — звери… нам надо… надо нас — приучать… а ты — к чему меня приучила. «. Но и в этой ситуации Василиса не теряется, а предлагает Василию отдать ему свою младшую сестру Наташу, за что тот должен будет убить Костылева.
В этой ситуации автор дает нам понять, что никаких чувств у Василисы к Пеплу не было. Желая одним махом расправится со всеми, она подбивает Ваську на преступление. В случае неповиновения героиня обещает окончательно замучить свою младшую сестру.
И вышло все именно так, как задумала Василиса. Озверев при виде беседующих Васьки и Наташи, она загоняет сестру домой, запирается с ней в комнате и начинает ее жестоко избивать. Горький не выносит это действие на сцену, но, уже зная, на что способна эта чудовищная женщина, становится страшно. Сцену драки можно назвать кульминационной в развитии социального конфликта драмы. По неосторожности Пепел все-таки убивает Костылева. Теперь ему грозит тюрьма или каторга. Василиса сделала свое страшное дело, одним махом она избавилась сразу же от троих: мужа, любовника и сестры. И ничего страшного, что ее забирают в участок вместе с Васькой. Она «умная баба», всегда сможет выкрутиться. Именно такие люди и способны жить в подобных жизненных условиях. Ее вряд ли что-то сможет когда-нибудь свалить, она слишком хитра и изворотлива для этого.
Социальный конфликт драмы не получает окончательного разрешения, а убийство Костылева оказывается совершенно бессмысленным. Этим не разрешить социальных противоречий. Все остается на своих местах, обитатели ночлежки возвращаются к своим прежним занятиям. А в качестве владелицы подвала станет, скорее всего, выступать Василиса. Легко себе представить, что жизнь под ее гнетом станет для «босяков» совершенно невыносимой. Постепенно она превратится не только в хозяйку ночлежки, но и в хозяйку жизней постояльцев.
Образы Костылева и Василисы являются наиболее полным выражением морального уровня «хозяев жизни» дна. Их внутреннее содержание оказывается еще более убогим и ужасным, чем социальное положение обитателей ночлежки. Обличительный пафос пьесы и мастерство Горького-драматурга раскрывается с непревзойденной силой через образы «хозяев жизни».