Образы «Слова о полку Игореве» в музыке

Слово о полку Игореве» — шедевр древней литературы, проникнутый нежной и сильной любовью к родине. Поэты не только переводили «Слово» , но и использовали его образы в своих произведениях.

18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве» . А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем. Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году

композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский. Корсаков.

Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвертое действия и половецкий марш. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану» . Эпический

склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия. В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев.

Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.

Обращают на себя внимание и лирические образы оперы «Князь Игорь». Они дополняют героическое начало и являются воплощением высокой духовности, дополняющей физическую красоту и силу русского человека. Центральным образом оперы является изображение князя Игоря.

Для Игоря быть князем — значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь — это воплощение идеи, патриотического долга. С честью пасть иль врагов победить И с честью вернуться.

Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославле.

Особенно дорогим композитору был образ Ярославна. Когда он только приступил к работе над оперой, то начал с того, что написал «Сон Ярославны». В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы. Бородину удалось создать в музыке то, что автор «Слова» создал в поэзии В «Плаче Ярославны» до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете.

В нем звучит вековечное горе многих матерей и жен. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.

Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярославны с боярами.

Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.

Образы «Слова» в живописи. В. А Фаворский признавался: «Я очень люблю эпическую поэму «Слово о полку Игореве». Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти что-либо эпическое, равное «Слову». Его характерной чертой является то, что свойственно и древней русской живописи: ее монументальность

Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешавшем далекое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной воинской повести, проникнутой печалью, — «Слово о полку Игореве» — нашел мысли и образы, которые были созвучны его времени.

Пали полки Игоревы. Тут кровавого вина недостало, Тут пир окончили храбрые русские, Сватов напоили и сами полегли За землю Русскую.

Так же многие знаменитые художники пытались передать образ молодой Ярославны.

Картина другого известного русского художника Николая Рериха «Поход князя Игоря» скорее похожа на сказку, хотя и написана на историческую тему — сражение русского князя с половцами. Выразительны силуэты воинов, неудержимо движущихся вперед, их красные, червленые » щиты (по ним в Х 11 веке узнавали русичей) озарены солнечным сиянием. Тревожная тень, падающая на войско с другой стороны, напоминает нам о солнечном затмении, предвещавшем войску неудачу…

Широко известны также работы художников: В. Перова «Плач Ярославны» , , И. Глазунова «Отправление войск» , К. Васильева «Плач Ярославны» , палехских художников И. Голикова, Смирновой, Р. Белоусова и многих других. Внесли свою значительную лепту в изобразительное осмысление великого русского литературного памятника XII века и мичуринские художники С. Г. Архипов и С. С. Волостных.

К теме этого произведения обращался и другой известный русский художник — «сказочник» И. Билибин. Более известный как книжный график, он добился большого успеха и в своих театральных работах, в том числе к оперному спектаклю Князь Игорь. Его эскизы к опере Бородина «Князь Игорь» отличает яркая декоративность, образность, зрелищность, умение раскрыть национальный характер оперы.

Среди исторических полотен замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова есть картина «После побоища Игоря Святославича с половцами»(1880). Это первая картина, написанная художником на тему русского эпоса, на сюжет «Слова» . Красная луна восходит над полем брани. Еще совсем недавно здесь бились не на жизнь, а на смерть дружина Игоря и половецкие полчища.

Васнецов не пугает зрителя потоками крови. На картине мы видим поникнувшие от жалости полевые цветы, словно бы оплакивающие сраженного вражеской стрелой отрока-воина и павшего рядом с ним воина-богатыря. Вся земля вокруг этих фигур усеяна оружием: топорами, копьями, саблями, луками и стрелами.

А над полем уже бьются за добычу орлы-стервятники.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Образы «Слова о полку Игореве» в музыке